• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

6. Обратная связь и мониторинг

В классических образовательных программах совершенствование образовательных процессов происходит по модели последующего контроля:

  1. проходит модуль (семестр, учебный год);
  2. студенты дают обратную связь;
  3. вуз обрабатывает обратную связь;
  4. программа совершенствуется.

На программе «Цифровой юрист» мы внедрили итеративный подход.
Мы ввели текущий контроль, который сопровождается оперативным реагированием и контролем эмоционального состояния студентов.

Оперативный мониторинг:

  1. Позволяет быстро исправить образовательные процессы;
  2. Социально и эмоционально развивает студентов, через это напрямую влияет на успеваемость и способствует развитию практических навыков: мотивации, самоконтроля и понимания себя;
  3. Улучшает качество среды обучения.

Каким образом обратная связь помогает улучшить образовательные процессы?

  • через опросы мы ищем «слепые зоны» студентов;

  • далее мы анализируем влияние обнаруженных зон на образовательные результаты;

  • если эти факторы становятся критичными и препятствуют освоению программы, мы оперативно реагируем, чтобы образовательный результат был достигнут «здесь и сейчас» — например, проводим дополнительные мероприятия.

6.1. Система мониторинга

В настоящий момент на программе реализована трехуровневая система мониторинга. Она позволяет оперативно отслеживать и решать проблемы.

Вводная встреча и ежегодный мониторинг

Для всех студентов 2 раза в год проводятся стратегические сессии (центры оценивания) с внешним тренером:

  • в начале учебного года - для постановки целей и задач студентов;

  • в середине учебного года - для промежуточного контроля и оценки эмоционального состояния студентов.

Регулярный мониторинг

В начале, середине и конце года проводятся сессии вопросов-ответов с руководителем программы для получения обратной связи. По результатам обратной связи принимаются меры реагирования.

Текущий мониторинг

В конце каждого модуля студенты заполняют опросы состояния, нацеленные на оценку загруженности и эмоционального состояния. По результатам обратной связи также принимаются меры реагирования.

Далее мы подробно опишем элементы мониторинга и приведем примеры образовательных эффектов.

Стратегические сессии для первокурсников

Одна из ключевых задач любого университета - помочь первокурсникам как можно быстрее и успешнее адаптироваться к учебной среде и новой системе социальных отношений. Эта задача на программе «Цифровой юрист» осложнялась тем, что программа была новой, а контингент - очень разнообразным.

Для того, чтобы процесс адаптации был более гладким и контролируемым, мы внедрили стратегические сессии (центры оценивания) с внешним тренером.

В начале учебного года в рамках сессии проводится мозговой штурм для постановки целей и задач студентами, а в середине учебного года — для промежуточного контроля и оценки эмоционального состояния.

Сессии вопросов-ответов с академическим руководителем

Для оценки того, насколько студенты адаптировались и с какими трудностями они сталкиваются, мы внедрили сессии вопросов-ответов с академическим руководителем. Сессии проходят 3 раза в год: в начале, середине и конце.

Сессии можно проводить как очно, так дистанционно. Опыт показал, что больше студентов готово участвовать дистанционно.

За несколько дней до начала мероприятия студенты получают форму для вопросов. Таким образом формируется повестка встречи.

Опросы оценки состояния

В конце каждого модуля студенты проходят опрос оценки состояния (ООС). Студенты отвечают на вопросы об учебе, ментальном состоянии, атмосфере в группе, говорят об аспектах, которые они хотели бы изменить. Опрос анонимный.

6.2. Примеры оперативного реагирования

Факультатив «Введение в профессию юриста»

Студенты сообщили, что хотели бы пообщаться с практикующими юристами и посмотреть на практическую сторону профессии. В ответ мы оперативно организовали новый факультатив, который курировали практикующие юристы.

Студенты обсудили пути развития и необходимые навыки6 посетили юридические фирмы и офисы IТ-компаний, пообщались с юристами разных направлений, рекрутерами и другими специалистами.

Вебинар и пособие «Как писать курсовые?»

Мы наблюдаем, что курсовые работы первокурсников зачастую представляют из себя рефераты, нежели исследовательскую работу. Проблема не только в неопытности студентов. Студенты не понимают ключевых вопросов: как выбирать тему, что такое цитирование, как бороться с плагиатом и т.п.

Мы пообщались со студентами и выяснили, что они фрустрированы. Студенты плохо понимают, как выбрать тему и построить работу над курсовой. Поэтому мы провели практический вебинар, а также подготовили методическое пособие по написанию курсовых работ.

Качество тем курсовых работ повысилось - студенты начали подавать более узкие и проработанные темы.

Вебинар «Как составлять резюме?»

На программе «Цифровой юрист» студенты могут вместо курсовой выбрать участие в проекте. Проекты были организованы на конкурсной основе, студенты должны были направить наставникам резюме и мотивационные письма.

Мы получили множество вопросов от студентов: они не понимали, как составить резюме и письмо. При этом составление резюме и мотивационных писем - важнейший навык самопрезентации.

Мы провели практический вебинар по составлению резюме. Студенты положительно отреагировали на мероприятие, а подготовленные ими документы были высоко оценены наставниками - практикующими юристами.

Дополнительные материалы


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.