• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

3. Учебный план

Наш учебный план отходит от требований ФГОС. Высшая школа экономики — национальный исследовательский университет, и поэтому вправе принимать собственные образовательные стандарты. Условие, которое ставит ст. 11 закона «Об образовании» — требования к условиям их реализации и результатам освоения собственных стандартов не могут быть ниже соответствующих требований федеральных стандартов. Однако мы не обязаны соблюдать «требования к структуре программы бакалавриата», описанные в разделе II федерального стандарта — в частности, обязательно проводить занятия по всем 28 дисциплинам, перечисленных в этом разделе.

3.1. Отказ от формирования универсального юриста

Юридическое образование в бакалавриате России предполагается универсальным. Это выражается в большом наборе обязательных дисциплин: согласно образовательному стандарту, студенты должны освоить 28 обязательных дисциплин в достаточном объеме. По мировым меркам это очень много.

Одна из причин такой универсализации — в России чрезвычайно низкие требования к занятию юридической практикой: для нее в большинстве случаев достаточно вузовского диплома, причем неважно, бакалавриата или магистратуры. Специальные экзамены сдают только адвокаты, нотариусы и судьи. Большинство юристов таких статусов не имеют.

Из-за этого единственный фильтр для занятия профессией — это диплом юридического вуза. Выпускник вуза может выбрать множество профессиональных траекторий, для которых не требуется сдавать экзамен: стать прокурором, следователем, корпоративным юристом, налоговым консультантом, преподавателем права, представителем в арбитражном процессе и т. д. Следовательно, выпускник юридического вуза должен быть пригоден к любой из этих должностей, и подготовка юриста будет состоять из массы разнообразных отраслей права. Это ухудшает качество обучения: ни один юрист не работает во всех отраслях сразу.

Мы не сможем и не должны готовить выпускника к полномасштабной работе в каждой отрасли права.

Напротив, следует учитывать сильные и слабые стороны преподавателей, сложившиеся научные школы, востребованность тех или иных направлений среди абитуриентов, траектории выпускников.

Да, вуз может несколько смещать акценты, если меняются тренды рынка. Вуз может давать дополнительные компетенции, «создавать рынок» для собственных выпускников. Однако основной приоритет следует отдавать той специализации, которую вуз способен максимально эффективно реализовать на данный момент. Мы должны максимизировать качество обучения по 2 группам дисциплин:

  • по 4-5 фундаментальным юридическим дисциплинам,

  • по дисциплинам, наиболее востребованным рынком.

Мы должны основываться на статистике, рыночных факторах и обратной 

связи от выпускников:
  • в позиционировании программы,

  • в определении востребованных треков,

  • в углублении преподавания тех или иных дисциплин,

  • в проверке результатов обучения.

3.2. Как устроен учебный план?


Наш учебный план программы состоит из четырех блоков дисциплин:
  • Обязательные дисциплины вуза (дисциплины общего цикла, иностранный язык, модуль Data Culture ВШЭ);
  • Бизнес-навыки и гибкие навыки;
  • Юридический блок (основной);
  • Технический блок.

Блоки 2—3 содержат как обязательные дисциплины, так и предметы по выбору. Каждая дисциплина может быть обязательной или предлагаться по выбору.

Мы сформировали блоки обучения, отойдя от принципа универсализации обучения. В юридическом блоке, к примеру, это привело к таким результатам:

  • из плана убрали несколько традиционных дисциплин (например, криминологию),
  • мы сделали несколько традиционных дисциплин выборными (например, семейное право, международное частное право),
  • мы сделали обязательными несколько нетрадиционных дисциплин (например, корпоративное право, право интеллектуальной собственности).
Учебный план сформирован исходя из трех образовательных траекторий для трех профилей студентов. Эти профили показаны далее. Выбирая те или иные предметы, студент может получить в результате одну из трех траекторий обучения:
  • Цифровой юрист;

  • Юрист-разработчик;

  • Специалист по автоматизации юридической функции (Legal Operations).

Дополнительный материал

I блок предметов: дисциплины общего цикла, английский и майнор

II блок предметов: бизнес-навыки и «гибкие навыки»


III блок предметов: юридические дисциплины

Серым цветом показаны предметы по выбору.


IV блок предметов: технические дисциплины

Серым цветом показаны предметы по выбору.

3.3. Портрет нашего выпускника

Гипотеза: мы подготовим новых юристов, которые будут цифровизировать фирмы и национальное право, создавать LegalTech-продукты.



Подходящие вакансии для выпускников

  1. Цифровойюрист (в IT-компании, в стартапе);
  2. Специалист по цифровизации юридической функции (legal operations);
  3. Product owner / Product manager в юридической сфере;
  4. Юрист-разработчик;
  5. Data protection officer;
  6. Юридический аналитик.

3.4. Траектории обучения

Траектория No1: цифровой юрист

Фиолетовым показаны дисциплины, отличающие траекторию.


Траектория No2: юрист-разработчик

Фиолетовым показаны дисциплины, отличающие траекторию

Траектория No3: специалист по автоматизации юридической функции (legal operations)

Фиолетовым показаны дисциплины, отличающие траекторию.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.