• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подробное описание методики

Курс “Правовая грамотность” — это курс по основам права, рассчитанный на студентов неюридических специальностей. Курс преподаётся в Вышке для всех неюридических образовательных программ на 1-2 курсе. Студент смотрит лекцию на онлайновой платформе, а затем преподаватель из Вышки ведёт у него вебинар.

Говоря профессиональным языком, это blended—курс: студенты слушают предзаписанные онлайновые лекции (MOOC), смотрят вебинары и сдают итоговый тест с прокторингом. Курс полностью дистанционный, межкампусный.

Внешним слушателям (не из Вышки) доступны только лекции (формат MOOC) на платформе "Открытое образование".

Курс состоит из двух разделов: «личная правовая грамотность» (общие юридические вопросы, актуальные для каждого) и «профессиональная правовая грамотность» (юридические знания для будущих предпринимателей). Каждый раздел делится на темы; по каждой теме на платформе даны видеоролики (общей продолжительностью 60—120 минут на одну тему), дополнительные материалы и тесты.

Цифры

Онлайновая часть курса состоит из:

  • 104 видеороликов общей продолжительностью 20 часов 15 минут (больше 30 академических часов);
  • 14 тестов, содержащих 184 вопроса (плюс 90 вопросов в трёх вариантах итоговых тестов);
  • Более 60 дополнительных источников — статей, видеороликов, презентаций.

Программа курса

Раздел 1. Личная правовая
грамотность

  1. Введение в право
  2. Договоры (часть 1)
  3. Семья и собственность
  4. Взаимоотношения с государством
  5. Суды
  6. Трудовые отношения (часть 1)
  7. Налоги (часть 1)
  8. Интеллектуальная собственность (ч. 1)

Раздел 2. Профессиональная правовая грамотность

  1. Предпринимательство
  2. Выбираем форму бизнеса
  3. Создаём компанию и управляем ей
  4. Налоги (часть 2)
  5. Договоры (часть 2)
  6. Трудовые отношения (часть 2)
  7. Интеллектуальная собственность (ч. 2)

Результаты обучения

Наш курс ориентирован на навыки, а не на знания. Мы не хотим передать студентам полноценное знание права или научить их мыслить, как мыслит юрист. Мы даём им практические навыки для правового решения распространённых проблем. В частности, выпускник курса должен:

  • Распознавать проблемы и конфликты, которые могут быть решены средствами права;
  • Видеть свои права и обязанности в проблемной ситуации и уметь их реализовать;
  • Уметь минимизировать неблагоприятные последствия конфликтов с помощью права;
  • Уметь искать актуальную информацию о праве;
  • Знать, когда и как получить профессиональную юридическую помощь;
  • Знать, как с помощью правовой системы защитить свои права, и понимать, когда правовые средства защиты исчерпаны.

Элементы курса

Лекции по курсу

Лекции по курсу в виде 15-минутных видеороликов предварительно записаны в студии НИУ ВШЭ и размещены для внешних слушателей на сайте "Открытое образование", для студентов Вышки — в Smart LMS. Лекторами выступили Роман Янковский и Дмитрий Гриц. Общая продолжительность лекций: 21 час 15 минут (порядка 30 академических часов). Каждая тема курса включает от 4 до 10 лекций. Лекции записаны на русском языке.

Пример лекции (общая система налогообложения)

Каждая лекция сопровождается тестом в 12-15 вопросов с множественным выбором. Выполнение тестов является элементом текущего контроля.

Просмотр лекций и решение тестов обязательны для всех студентов. Их выполнение ограничено дедлайнами, чтобы мотивировать последовательно и дозированно изучать курс.

Каждая тема также сопровождается дополнительными материалами.

Чисто лекционный вариант курса (без семинаров) доступен для прохождения в формате MOOC для всех желающих: https://openedu.ru/course/hse/LEGLIT/

Вебинары по курсу

Вебинары ведут штатные и приглашённые преподаватели всех кампусов по заранее составленным сценариям. Сценарии создавались в ходе коллективного обсуждения с участием всех преподавателей курса.

Вебинары проходят в Zoom с использованием возможностей программы (деление на комнаты, голосование и т.п.) также на семинарах активно используется коллективное редактирование документов посредством Google Suite (google docs, google sheets) и интерактивные доски для размещения информации Miro.

Вебинары проводятся в межкампусном формате: московские преподаватели читают на русскоязычных программах Москвы и Петербурга, петербуржские — на англоязычных программах Петербурга и Москвы. Мы сформировали отдельную межкампусную рабочую группу, чтобы обсудить и утвердить общую методику преподавания англоязычного курса с петербуржцами.

Координация преподавателей, в том числе из разных кампусов, происходит в телеграм-чате преподавателей. В частности, преподавателям даются инструкции, лекторы отвечают на вопросы семинаристов, получают обратную связь и т.п.

Элементы контроля

Элементами контроля на курсе являются текущие тесты, задания с кросс-проверкой (эссе) и итоговый тест. Формула итогового балла выглядит так: 10% за текущие тесты, 25% за эссе, 25% за работу на семинарах и 40% за экзамен (итоговый тест). Ни один из элементов контроля не является блокирующим.

Эссе и тесты проводятся на платформе "Smart LMS". В конце курса мы выгружаем с платформы результаты в общую ведомость. Преподаватель проверяет данные и ставит отметки в ведомость.

Тесты

Тесты с множественным выбором составлены по материалам лекций и открываются вместе с ними на платформе "Smart LMS". Дедлайн по ним — две недели с момента открытия каждой темы.

Мы старались написать тесты простым языком и сделать практическими, избегая знаниевых вопросов.

Пример теста (раздел "Интеллектуальная собственность, часть 1):

Вы создаете онлайновый курс для некоммерческой организации «Зелёный Мир». Курс посвящен экологическим проблемам; он будет продаваться на онлайновой платформе, а доходы от слушателей поступят в распоряжение «Зелёного мира». В курсе вы хотите использовать несколько стоп-кадров с редкими животными из фильмов канала National Geographic. Нужно ли вам получать разрешение канала?

а) Нет, поскольку вы используете стоп-кадры в гуманитарных целях

б) Нет, поскольку вы действуете в интересах некоммерческой организации

в) Нет, поскольку вы используете стоп-кадры в учебных целях

г) Да, поскольку курс будет продаваться за деньги

д) Да, поскольку по умолчанию такое согласие необходимо, и вы не подпадаете ни под одно из исключений

Эссе

Эссе с перекрёстной проверкой откроются на платформе "Smart LMS" в середине прохождения курса. Чтобы избежать копирования эссе, мы задаем темы, которые связаны с личным опытом студента и, соответственно, которые будет сложно списать.

Представьте, что прошло несколько лет после выпуска. Вы закончили Вышку и работаете по специальности. И тут в связи с этой деятельностью у вас возникла проблема/оказия/ситуация, имеющая правовой характер. С вами что-то произошло: либо ваше право нарушили и вы хотите его восстановить, либо у вас появилось право, которое Вы теперь сможете реализовать, если знать как.

Задача: смоделируйте и опишите, какая гипотетическая ситуация у вас возникла и как вы ее будете решать. В частности, опишите, как вы будете искать релевантные правовые нормы и судебную практику. Если решением будут переговоры, переписка или составление некоего документа, обязательно приведите аргументы, которые вы планируете использовать, и план действий, если переговоры или документ не сработает.

Наша цель – проверить, как студенты по итогам курса научились видеть правовые отношения в реальной жизни, умеют ли они их идентифицировать и понимать, какие законы применяются в той или иной ситуации. Также проверяется умение искать информацию о законодательстве и использовать её.

После написания работы в течение недели её оценивают другие студенты. Работа должна собрать пять оценок по формальным критериям (наличие плагиата, ссылок на законодательство и т.п.). На каждую работу случайным образом назначается пять проверяющих. Работы полностью анонимны, проверяющие назначаются случайным образом со всего курса, поэтому вероятность попасть к заинтересованному проверяющему минимальна. Вероятность, что хотя бы одним из пяти проверяющих окажется одногруппник автора эссе, менее 10%.

Экзамен (итоговый тест)

Экзамен проводится в сессию в качестве итогового элемента контроля. Это тест из 30 вопросов, на которые необходимо ответить в течение 20 минут под наблюдением проктора. Вопросы отличаются от текущих тестов, но в целом повторяют их логику. Мы специально отобрали наиболее простые и недвусмысленные вопросы, с которыми у студентов точно не будет проблем. Также в этом тесте, в отличие от текущих, только один правильный вариант ответа.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.