• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наши ноу-хау

1. Практические навыки

Перед съёмками курса мы провели большую подготовительную работу. Мы проанализировали все образовательные программы Вышки и проверили, какие курсы по праву там сейчас преподаются. Мы также подробно изучили существующий курс "Основы права" и школьный курс обществознания. Наконец, мы провели опросы (более 1800 анкет) студентов и выпускников, а с некоторыми — глубинные интервью. Подробно обо всём этом написал Дмитрий в своём блоге.

Основная цель, которую мы преследовали — построить курс, передающий навыки, а не только знания. Знаниевые курсы, хотя и привычны для юристов, плохо работают в онлайне: знания быстро устаревают, а скорректировать курс нельзя. Также навыки гораздо нужнее нашей целевой аудитории — слушателям без юридического образования. Им гораздо важнее не общая система правовых знаний, а конкретные юридические навыки (как вернуть вещь в магазин, на что смотреть в договоре, что делать, если на тебя подали в суд и т.п.)

Юристы приходят к вопросам типа "какую роль играет место заключения договора" после прохождения целой иерархии общих курсов вроде теории государства и права, общей части гражданского права, договорного права и т.п.:

У наших студентов нет времени на прохождение такого курса. Аналогично мы не можем дать им только общую систему — это будет курс по общей теории права, неприменимый к их практическим запросам. Поэтому мы построили курс на основе практических запросов, отсекая все теоретические концепты:

Дмитрий Гриц обобщил этот подход так: "Чтобы не засовывать спицы в розетку, не нужно знать теорию электрического поля и глубоко изучать физику"

Разумеется, мы также проанализировали огромную массу базовых курсов по праву. Это и те курсы, в которых мы принимали участие ("Закон стартапа", "Адвокач"), и другие российские и иностранные пособия, лекции, видео. Но ориентировались мы всё равно на запросы слушателей, а не на собственный опыт. Мы презюмируем, что с полноценным юридическим образованием мы смотрим на право иначе, чем будут на него смотреть наши студенты, и должны постараться абстрагироваться от юридического взгляда на право; дать право "глазами постороннего".

Уже после этого мы создали большую карту в Miro, на которой разместили все важные (прозвучавшие в опросах и интервью) темы и визуализировали связи между ними. Так мы смогли уйти от структуры юридических курсов, известной нам по многочисленным учебникам: предмет, метод, источники права и т.д.

Таким образом, структура нашего курса основана не на системе права и не на системе юридической науки; она обращена к пользователю, основана на запросах, которые у него возникают. Благодаря такой структуре мы решили ещё одну стоящую перед нами задачу: подготовили курс, дающий навыки, а не знания.

Из отзывов: «Безумно полезный курс, только практика-ориентированная теория, без нудной "истории права" и теорий его происхождения. Думаю, так или иначе, все мы столкнемся с чем-то из рассказанного в видео (лично, либо сможем помочь кому-то или объяснить ситуацию с правовой точки зрения)»

2. Комплексная методика ведения вебинаров

На первом году преподавания курса у нас не хватало преподавательских ставок, поэтому преподавателями выступили в основном аспиранты 1-2 годов обучения без опыта ведения занятий, многие без опыта работы юристом. Поэтому нам было необходимо составить достаточно подробные инструкции для вебинаров по курсу.

С учётом, что расписание курса на разных потоках различалось, мы не всегда могли координировать вебинары с лекциями. Поэтому мы решили организовать их не в виде повторения или обсуждения лекций, а как отдельный трек с обсуждением реальных документов и ситуаций. На семинарах преподаватель только даёт задачи; выступают и обсуждают их сами студенты.

Каждый вебинар включает 2-4 задачи, которые решаются в группе с использованием онлайновых инструментов: комнат в Zoom/MS Teams, интерактивных досок Miro, коллективного редактирования в Google Docs и т.п.

Пример задачи:
Задание "Распределить нормы по кодексам" Разделите группу на подгруппы по 4-5 человек. У всех подгрупп будет одинаковое задание, но каждая подгруппа выполняет его отдельно на отведенной ей области в Miro. Необходимо прочитать все стикеры с нормами права и распределить их по подходящим (с точки зрения студентов) кодексам. В конце упражнения преподаватель с одной из подгрупп разбирает сделанное ими задание для всей группы.


Доска в Miro, Стикеры — отдельные нормы. Студенты должны перетащить каждый стикер в область того или иного кодекса.
Доска в Miro, Стикеры — отдельные нормы. Студенты должны перетащить каждый стикер в область того или иного кодекса.

Интересно, что сценарии (планы) вебинаров создавались коллективно в ходе мозгового штурма с преподавателями. Затем такой же формат (коллективный мозговой штурм) преподаватели используют на вебинарах в отношении студентов.

 

Планы семинарских занятий имели большой успех у студентов. Преподаватели получили чрезвычайно высокие оценки за семинары. Средние оценки преподавателей курса:

 

  1. По критерию "ясность и последовательность изложения материала": 4,59
  2. По критерию "контакт преподавателя с аудиторией": 4,68

 

Важно отметить, что посещаемость семинаров не была обязательной. Пропуск семинаров никак не сказывался на итоговой оценке студента. Однако студенты не только ходили на семинары, но и добровольно активно работали на них.

Из отзывов:

«Это один из лучших преподавателей в моей жизни, правда! На занятиях мы применяем знания на различных практических упражнениях, что помогает закрепить и понять весь материал. Еще хочу отметить вовлеченность преподавателя, взаимодействие со студентами. Я думала, что эта дисциплина будет очень скучной, но эти ожидания не оправдались от слова совсем. Просто обалденный курс и преподаватель!» «ММ великолепный преподаватель. Мне понравилось, что к каждому занятию он готовил отдельные кейсы, по которым мы закрепляли теорию. Это не было сухое повторение теории с лекции, это был очень качественные, продуманный эдьютеймент, который эффективно сработал, чтобы привить любовь к праву. Кроме того, преподаватель использовал сессионные залы, интерактивные доски «Miro». Это тоже добавляло колоссальный интерес на семинарах».

3. Коммуникации со студентами

С учётом прошлого опыта мы решили не создавать страницы курса в VK / Facebook, а использовать для коммуникации со студентами телеграм-канал.

Также для оперативной обратной связи мы завели телеграм-бота: @legalHSEbot . Студент может задать вопрос боту; это сообщение появляется в специальной группе преподавателей. Когда кто-то из членов группы отвечает на сообщение, бот анонимно пересылает обратно студенту.

Интерфейс бота со стороны студента

Интерфейс бота со стороны преподавателя

Преимущества бота по сравнению, например, с почтовым ящиком курса:

 

  1. Пользоваться ботом могут несколько преподавателей одновременно. Они видят поступающие вопросы, видят, ответили на них или нет;
  2. Бот позволяет не передавать прямые контакты преподавателей студентам;
  3. Бот позволяет сохранять дистанцию с преподавателями — к примеру, студенты неоднократно направляли боту мемы про курс;
  4. Бот воспринимается как круглосуточная техподдержка по курсу.

Ботом активно пользуются: за первые 4 месяца работы через него прошло 2034 сообщения от студентов преподавателям и обратно.

В качестве эксперимента мы рассматривали возможность проводить регулярные голосовые чаты со студентами (в Clubhouse или Telegram). Однако первый эксперимент не показал достаточной заинтересованностью (на пике в чате было всего 35 человек). Возможно, впоследствии мы попробуем ещё раз.

Координация преподавателей, в том числе из разных кампусов, также происходит в телеграм-чате. В частности, преподавателям даются инструкции, лекторы отвечают на вопросы семинаристов, получают обратную связь и т.п.

4. Дополнительные материалы

Мы добавили к обязательным лекциям и тестам дополнительные материалы — более 60 статей, видео, чеклистов. В основном это были статьи в тематических СМИ, которые студенты довольно часто использовали в ходе курса — на вопрос "использовали ли вы дополнительные материалы курса" почти половина ответила утвердительно.

Из отзывов: 
Без дополнительных материалов курс был бы не тот. Они были не скучные, и это потрясающе - не какие-то статьи из учебников, а то, что реально хочется изучить.

Мы также создали отдельную вкладку на курсе со всеми презентациями (в формате PDF ), которые появлялись в видео. По презентациям очень удобно готовиться к тестам и повторять материалы лекций.

5. Сбор обратной связи

Поскольку на "Открытом образовании" до сих пор нет инструментов сбора подробной аналитики (как, например, на Coursera), для анализа каждой темы мы разместили анкеты, созданные на базе гугл-форм.

Внешний вид анкеты обратной связи в интерфейсе курса

Было создано 14 текущих опросов по количеству тем, а также вводный и заключительный опросы. Помимо этих опросов, слушатели заполняли две формы от Дирекции по онлайн-обучению (перед первой и четвёртой темами); студенты Вышки также проводят обязательную оценку курса в рамках СОП. Полученные нами оценки совпадают с СОП с точностью до 0,05 балла, и их можно считать объективными.

В будущем мы планируем продолжать сбор обратной связи, в том числе для контроля результатов обучения на курсе и подготовки вариативных блоков в рамках курса.

6. Коммуникация с преподавателями

В первом учебном году курс вели больше 40 преподавателей, в основном аспиранты. Во второй год преподавателей стало меньше, но их состав практически полностью сменился. Понимая, что такая смена ждет нас каждый год, мы подготовили методический комплекс для преподавателей. Каждый преподаватель имеет к нему доступ. Методический комплекс позволяет нашим преподавателем, даже тем, у кого нет опыта чтения курса, оставаться на одной волне с авторами и делать правильные акценты на занятиях по курсу.

В методический комплекс входят:

  1. Единое методическое руководство для преподавателей курса «Правовая грамотность». В руководство включена общая информация о курсе, описание системы оценивания и проведения занятий, а также планы всех семинаров и инструкция по принятию итогового экзамена. Даны ссылки на дополнительные материалы, литературу, документы, которые понадобятся для учебных заданий.
  2. Видеозаписи методических занятий с преподавателями. Это встречи, на которых обсуждались активности для семинаров. Благодаря записям преподаватель может посмотреть, почему была выбрана та или иная фабула, какой сценарий проведения игры планируется, какой ответ ожидают от студентов и т.п.
  3. Видеозаписи рефлексивных обсуждений. По итогам каждого семинара преподаватели делились вопросами, которые были у студентов, таймингом своих занятий, обсуждали свои успехи и неудачи.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.