• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Курс Правовая грамотность (PDF, 4.37 Мб) 


Наша программа создана как ответ на вызовы юридической профессии.
В первую очередь это снижение спроса на юристов, цифровизация профессии, взаимопроникновение права и других наук. Ответ на эти вызовы оказалось неспособна дать существующая система юридического образования с традиционными программами обучения юристов. Поэтому мы ориентировались в первую очередь на зарубежные программы по технологиям в праве, на деятельность мировых центров технологической трансформации права.

1.1. Вызовы рынка

Спрос бизнеса на юристов снижается

С середины 2010-х отраслевые компании выполняют все больше задач самостоятельно, автоматизируя свои процессы. Из-за этого падает спрос и на консультантов, и на инхаус-юристов. По опросам, ведущие российские компании сокращают юристов или не ведут активного найма.

А в 2022 году существенно снизилось количество международных проектов с участием российских компаний. Все это снижает спрос на квалифицированных юристов на российском рынке.

При этом «производство» юристов растет: в течение 2010—х годов крупные вузы увеличили набор во исполнение «майских указов» президента. Спрос на юридическое образование среди школьников не снижается. Как результат, с середины нулевых годов количество юристов на рынке труда остается значительным, а сфера применения их услуг сокращается. Из-за этого на рынке ощущается высокая конкуренция за рабочие места.

Это отразилось на заработной плате: если мы возьмем показатели на период с 2010 по 2020 год, средняя зарплата юриста в Москве выросла за 10 лет на 65%, однако инфляция за тот же период составила около 85%. Таким образом, по большинству юридических позиций средние зарплаты в реальном выражении снизились. Этот тренд продолжился в 2021 и усилился в 2022 году.

Профессия юриста перестала быть эксклюзивной и высокооплачиваемой.

Цифровизация юридической профессии и образования

Информационные сервисы предлагают новые решения для юристов. Юридическая профессия долго не подвергалась влиянию технологий и сейчас переживает отложенный эффект — бурную технологизацию права («бум Legal Tech»). Трансформируются методы юридического анализа, подготовки юридических продуктов и даже традиционные области юридического знания.

Мы должны не просто внедрять технологии в обучение и практику. Нам необходимо переосмыслить и поменять сам принцип обучения и работы юриста. Так наши программы останутся актуальными даже в условиях радикальной цифровизации. Для подготовки востребованных юристов включаем в юридические дисциплины «цифровую компоненту» и навыковые курсы. Эти изменения должны проводиться как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры.

Помимо тенденций к цифровизации права, мы видим все больше предпосылок к изменению самого права, принципов его формирования и применения. В ближайшем будущем к системе правовых норм будут применяться те же подходы, которые используются в архитектуре информационных систем. Речь идет о создании онтологий правовых знаний, переводе права на машиночитаемые языки, разработке алгоритмов автоматического исполнения правовых норм.

Для подготовки специалистов, которые обеспечат эту трансформацию, необходим особый набор дисциплин. Это должны быть не просто дополнительные дисциплины внутри юридического ядра. Нужны синтетические программы, где юридические дисциплины и IT-дисциплины будут представлены на равных. Мы должны учить одновременно устройству правовой системы и логике работы информационных систем.

Именно юристы, обученные таким образом, будут проводить цифровую трансформацию российского права.

Классические юридические дисциплины внутри программы также должны быть пересмотрены с точки зрения технологий. Нужны дополнительные практикумы, внедрение цифровой компоненты в курсовых и ВКР, в том числе в форме коллективных проектов.

Смежные науки влияют на право

Юристы всегда стояли особняком от представителей других общественных наук. Ряд причин сделал юристов закрытой кастой; юридические факультеты обособились от других факультетов общественных и гуманитарных наук. Сейчас же в праве все активнее применяются методы других наук: экономики, социологии, даже математики. Это меняет работу юриста и требует изменений в образовательных программах.

1.2. Вызовы в системе обучения юристов

Четырехлетний бакалавриат так и не стал частью системы

Переходя от специалитета на бакалавриат, большинство вузов сократили календарную продолжительность дисциплин, сохранив количество часов. Это увеличило аудиторную нагрузку на студентов, что, в свою очередь, ухудшило освоение фундаментальных дисциплин, поскольку у студентов стало меньше времени на подготовку к занятиям.

Работодатели видят в бакалавриате урезанный специалитет.

Работодатели и считают бакалавров недостаточно готовыми к работе, поэтому требуют от них потратить еще два года на диплом магистра. Появился даже формат «интегрированной магистратуры», когда выпускник бакалавриата может по облегченной траектории (внутренний экзамен, олимпиада) поступить в магистратуру того же вуза. Это нивелирует ос- новное преимущество разделения на бакалавриат и магистратуру — академический обмен, когда студенты объединяют различный образовательный опыт в одной профессиональной траектории.

Юристов учат несистемно

В образовательных стандартах нечетко сформулированы образовательные цели. Общие слова о соблюдении законности и правопорядка, построении правового государства не помогают понять, какие знания, умения, навыки нужны юристу. А пока нет понимания, кого и зачем мы учим, невозможно объективно оценивать качество обучения и корректировать его процесс.

Когда учебные планы построены на традиции, а не на логике, мы не можем понять, какие дисциплины нужны для обучения компетентного юриста. Кого, как и зачем мы учим — необходимо ответить на этот вопрос
в первую очередь.

Программы и методики обучения праву устарели

Набор предметов и методик преподавания на юридических программах сформированы еще в советское время и сильно устарели. Многие темы вроде теории государства потеряли смысл вне советского контекста понимания права. Преподавание, построенное на лекциях и семинарах — это устаревший формат; сейчас, в условиях обилия информации, он нуждается в изменении.

Ряд процедур (например, защита диплома) часто превращаются в формальность, не связанную с реальным уровнем подготовки студентов. Эти процессы отдаляют вузы от реальных потребностей рынка.

Образование построено в основном на передаче знаний

В отсутствие понимания, какие навыки нужны юристу, вузы дают студентам лишь теоретические знания. Согласно таксономии Блума, в системе когнитивных действий знание и понимание стоят ниже, чем применение навыков для решения конкретных задач. Студент-юрист может выучить все законодательство и доктрину, но при этом не сумеет работать даже на младших позициях.

Отчасти это связано с тем, что в классических российских университетах большинство преподавателей не ведет активной постоянной практики и не имеет значительного опыта работы в предмете, который преподает. Кроме того, образовательные стандарты вынуждают вузы отдавать предпочтение кандидатам с учеными степенями. Из-за затрудненной академической мобильности (сложность устройства в вуз, сложность перехода в другой вуз, департамент, кафедру) преподаватель может работать в одной сфере, а преподавать совершенно другую.

Все это влияет на качество преподавания: преподаватели не понимают практического приложения своего предмета. Но обучение, которое не дает студенту необходимых компетенций и не готовит его к работе по специальности, неполноценно.

Практическая направленность юридического образования, которой нам действительно не хватает, — это не готовность к конкретной должности и конкретным задачам вроде «удостоверить доверенность», «подать апелляционную жалобу». Невозможно готовить студента для работы на конкретной должности, ведь студент рано или поздно может сменить работу.

Главная ценность, которую дает юридическое образование – умение юридически мыслить.

Задача вуза – определить компоненты юридического мышления, найти способ обучения ему и проконтролировать результат.

Выпускникам не хватает навыков

Преподавание профессиональных и «мягких» навыков часто воспринимается как второстепенная задача, которую можно решить разовыми мастер-классами от практикующих юристов. На самом деле это не так. Обучать навыкам чрезвычайно сложно, для этого нужно в корне изменить подход к образовательному процессу.

Владение навыками дает массу преимуществ — например, сильно улучшает перспективы кандидата при трудоустройстве. Навык тайм-менеджмента, к примеру, может быть бóльшим преимуществом, чем знание специфического закона. В долгосрочной перспективе ряд умений и навыков играет ключевую роль для профессионального роста — например, умение самостоятельно учиться, развиваться в своей сфере, делегировать задачи, заниматься нетворкингом, получать обратную связь и т. д.

Дополнительные материалы

  1. Будущее юридического образования. Опрос практикующих юристов, студентов и сотрудников юридических вузов (ЦТЮО, 2023).
  2. Юридическое образование: проблемы и предложения (факультет права НИУ ВШЭ, 2023).

1.3. Кто учит «цифровых юристов»?

В России практически нет бакалаврских программ по юриспруденции, содержащих значительный технологический компонент. Дальше всех здесь продвинулась НИУ ВШЭ, где еще до программы «Цифровой юрист» все студенты, изучающие право, были обязаны пройти курсы по цифровой грамотности, программированию на Python и анализу данных. В других вузах таких курсов меньше.

В зарубежных вузах таких программ тоже немного. Существуют программы двух дипломов (JD и MSc) в Мичиганском университете и Техасском технологическом университете. Бакалавриат, полностью посвященный праву и технологиям, предлагает Сиднейский технологический университет.

Ряд вузов предоставляет возможность изучать технологии и право на бакалавриате в виде набора элективов. Например, такие курсы предлагает известная немецкая юридическая школа Буцериус. Целый модуль «Право 21 века» предлагает Университет Вестминстера. Отдельные специализации предлагают Университет Хельсинки, Университет Суррей, Университет Западной Австралии. В силу большой востребованности университеты часто предлагают доплатить за выбор этой специализации.

Существует довольно много магистерских программ по технологиям в праве. Правда, значительная часть этих программ изучает не технологизацию права, а правовое регулирование технологий. Одними из первых появились программы университета Эдинбурга «Инновации, технологии и право» и «Право информационных технологий». Существуют и другие программы — например, «Право и технологии» Королевского университета Белфаста. Магистерские программы такого направления есть и в России. Существуют также образовательные программы в форме микростепеней для выпускников — например, программа Университета Саффолка «Правовые инновации и технологии».

За рубежом действует ряд исследовательских центров и вузовских подразделений, которые учат юристов технологиям. Наиболее известен Исследовательский центр CodeX при Стэнфордском университете, который изучает вычислительное право и организует курсы по автоматизации правовой аналитики. Тем же занимается центр MIT Computational Law при Массачусетском технологическом институте .


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.