• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. +7 (495) 7729590,
доб. 23040
e-mail: vmazaev@hse.ru

Руководство
Заведующий кафедрой Минх Гарри Владимирович
Книга
Устав Московской области. Историко-правовой комментарий

Куценко Е.

Подольск: ОАО "ПФОП", 2023.

Статья
Правовое измерение цифрового государства

Писаревский Е. Л.

Юридическое образование и наука. 2023. № 12.

Круглый стол “Законодательный процесс в российском парламенте: взгляд представителей законодательной и исполнительной властей”

На факультете права НИУ ВШЭ 15 апреля 2024 г. в рамках круглого стола состоялась встреча студентов и преподавателей факультета права с полномочным представителем Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации А.Ю. Синенко и первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по просвещению А.И. Аршиновой

Круглый стол “Законодательный процесс в российском парламенте: взгляд представителей законодательной и исполнительной властей”

Круглый стол “Законодательный процесс в российском парламенте: взгляд представителей законодательной и исполнительной властей”
НИУ ВШЭ

Мероприятие было организовано по инициативе базовой кафедры межотраслевого регулирования. Модератором круглого стола выступил заведующий кафедрой, профессор департамента публичного права ВШЭ, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Г.В. Минх. Во встрече приняли участие декан факультета права профессор В.А. Виноградов и другие руководители факультета.

Синенко Александр Юрьевич

Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Кандидат юридических наук, член Бюро Президиума Ассоциации юристов России.
Начинал свою трудовую деятельность в 1995 году с должности главного специалиста в юридическом отделе Министерства Республики Коми по управлению госимуществом и приватизации.
С 1998 по 2000 г. был начальником юридического управления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. С 2000 по 2005 гг. занимал руководящие должности в ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Федеральная сетевая компания». С 2005 г. возглавлял Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса России, затем был заместителем руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам.
Аршинова Алена Игоревна

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (является заместителем руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, член Счетной комиссии Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по просвещению

Кандидат политических наук. С 2005 по 2010 г. возглавляла Международную молодёжную корпорацию «ПРОРЫВ!» в Приднестровье.
С июля по декабрь 2010 г. являлась заместителем начальника Центрального штаба всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России», а с декабря 2010 по август 2012 г. — сопредседателем Координационного совета «Молодой гвардии».
Координатор федерального проекта «Новая школа», ведет учебный курс «Стратегические коммуникации» в Московской школе экономики МГУ им. Ломоносова.

Представленный состав спикеров позволил в ходе живой дискуссии раскрыть многие детали работы по подготовке и рассмотрению законопроектов как в структурах Правительства Российской Федерации, так и Государственной Думы. Была также проанализирована динамика изменений, которая происходит при оценке роли и содержания законотворчества, механизмов взаимодействия основных участников этого процесса.

 

Во вступительном слове Гарри Минх отметил, что уже годами наработанный механизм обсуждения и принятия законопроектов нуждается в постоянной адаптации к происходящим изменениям, что требует использования обновленных, творческих подходов. При этом Г. Минх обратил внимание участников встречи на то, что наиболее интенсивная и результативная работа в палатах Федерального Собрания происходит при обсуждении законодательных инициатив Правительства Российской Федерации. Поэтому рассмотрение практики таких взаимоотношений является весьма важным моментом для более полного понимания законодательного процесса в целом.       

 

Алена Аршинова поделилась своим видением роли и возможностей депутата в законодательном процессе, пояснила, как предложения избирателей и их проблемы отражаются в законодательных инициативах депутата, дала характеристику потенциала партийных фракций в законодательном процессе.

Особенно содержательным и интересным был ее анализ взаимодействия депутатов и Правительства при обсуждении законодательных инициатив. По мнению спикера, наиболее эффективными являются те формы, которые приводят к выработке наиболее рационального и сбалансированного решения, особенно по экономическим и социальным вопросам.

На примерах собственных законодательных инициатив и уже принятых на их основе законов А.Аршинова предметно показала действенность не только законодательно закрепленного правового механизма, но и складывающейся практики (обычаев) в процессе доработки законопроектов.

 

В свою очередь, Александр Синенко в своем выступлении раскрыл, опираясь на общемировую практику, роль исполнительной власти в законопроектной деятельности, привел интересную статистику о количестве и значимости тех законов, которые были приняты российским парламентом по предложению Правительства. А.Синенко на конкретных практических примерах описал существующую модель подготовки и реализации законодательных инициатив Правительства, его потенциал в подготовке законопроектов, а также технологию взаимоотношений с Федеральным Собранием.

Необходимо отметить, что выступающие делились со слушателями прежде всего наиболее значимыми и предметными вопросами законопроектной деятельности, исходя из того богатого опыта, который они накопили за более чем 12-летний срок нахождения на своих постах.

Такой многосторонний практический взгляд на законодательный процесс вызвал живой интерес у слушателей, поэтому у участников круглого стола возник ряд вопросов к спикерам, в частности по финансово-экономическому обоснованию законопроекта, по инструментам лоббизма в парламенте, по отдельным правовым коллизиям (например, правовой природе регламентов палат Федерального Собрания), процедурным и практическим моментам во взаимоотношениях палат Федерального Собрания и Правительства.

 

Участники круглого стола дали высокую оценку этой встрече и высказали благодарность организаторам и спикерам мероприятия за предметность и объективные и интрересные оценки различных коллизионных с точки зрения теории конституционного права моментов в практике законодательной деятельности.

Комментарии участников круглого стола:

Игорь Кузнецов

студент магистратуры, 2 курс

“ Встреча получилась крайне информативной и интересной. Было любопытно познакомиться с “внутренней кухней” и особенностями взаимодействия Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. Между спикерами развернулась настоящая дискуссия, в которую включился и модератор встречи, - Г.В. Минх, и слушатели получили возможность воочию увидеть то, насколько различны подходы участников законодательного процесса к его осуществлению.

Отдельно хотелось бы отметить очень развернутые и содержательные ответы спикеров на заданные им вопросы. Было приведено немало практических примеров, что безусловно значительно повышает ценность подобных круглых столов.”

Николай Линдер

студент магистратуры, 2 курс

“Благодаря круглому столу удалось ознакомиться с тонкостями взаимодействия представителей Государственной Думы и Правительства Российской Федерации в рамках законотворческого процесса. Приведенные спикерами примеры работы над реальными законопроектами наглядно показали результативность совместной деятельности ещё на стадии предпроектного обсуждения, а также важность умения слышать чужую точку зрения и находить компромиссы в спорных вопросах. Отдельно стоит отметить обсуждение и мнение спикеров о необходимости дальнейшей регламентации законодательного процесса с целью повышения качества вносимых законопроектов.”

Никита Ненахов

студент бакалавриата, 2 курс

“Мероприятия, подобные состоявшемуся круглому столу, кажутся мне крайне полезными для юристов по той причине, что они напоминают о наличии социальных регуляторов, помимо права. В рамках прошедшей встречи мы смогли увидеть, как правовые нормы реализуются в контексте других принятых в законотворческом процессе порядков – такое использование теории на “практическом поле” видится мне необходимым для того, чтобы в своих рассуждениях не отрываться от действительности (этим порой страдают даже весьма талантливые студенты-юристы). Разумеется, описанное мной погружение в реалии законодательного процесса стало возможным благодаря спикерам мероприятия: Г.В. Минху, А.И. Аршиновой и А.Ю. Синенко. Их рассуждения, демонстрирующие различные подходы к теме круглого стола, позволили взглянуть на законодательный процесс с точек зрения представителей различных ветвей власти. Отдельно отмечу формат мероприятия – возможность задать вопросы высокопоставленным гостям сделала эту встречу ещё более информативной.”

Круглый стол “Законодательный процесс в российском парламенте: взгляд представителей законодательной и исполнительной властей”
Круглый стол “Законодательный процесс в российском парламенте: взгляд представителей законодательной и исполнительной властей”
НИУ ВШЭ

Мазаев Владимир Дмитриевич

Мазаев Владимир Дмитриевич

профессор, заместитель заведующего Базовой кафедрой межотраслевого регулирования

“Спикерами была раскрыта реальная картина законодательного механизма, наиболее сложной «кухни» политико-правового процесса принятия общегосударственных решений. Для меня эта встреча, точнее предметный разговор практиков, политиков и профессионалов высочайшего уровня, произвела не только общее позитивное, но и мотивирующее впечатление. Имея определенный опыт преподавания конституционного права, в том числе по вопросам парламентской деятельности, а также опыт законодателя, не могу не отметить то, что заинтересованный разговор коллег по вроде бы знакомым проблемам дал мне новые представления о современных элементах, приемах и формах отношений участников законодательной деятельности, что несомненно дополнит мои представления об этой проблематике.”

Приглашенные спикеры, также комментируя состоявшееся мероприятие, отметили, что встреча, освещающая законодательный процесс со стороны исполнительной и законодательной власти, оказалась полезной для всех ее участников:

Синенко Александр Юрьевич

“Общение со студентами всегда двусторонний процесс. Надеюсь, удалось осветить наиболее актуальные вопросы взаимодействия Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания. На конкретных примерах попытались совместно с Аленой Аршиновой показать, что законодательный процесс - это всегда непростой поиск баланса интересов, а также умение обосновывать и отстаивать свою позицию. В свою очередь, студенты удивили глубокой вовлеченностью в проблематику законотворчества. В целом, как мне кажется, очень удачный опыт сочетания образования и реальной практики.”

Аршинова Алена Игоревна

“Надеюсь, что нам с Александром Синенко удалось раскрыть уважаемой аудитории практику законодательного процесса с двух точек зрения: Государственной Думы и Правительства.

Спасибо за приглашение и гостеприимство полномочному представителю Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Минху и декану факультета права Высшей школы экономики Вадиму Виноградову и его студентам. Хочу отметить включённость ребят в юридические аспекты законотворчества, уверена, что они будут достойными специалистами своего дела.”

В результате обсуждения предложенной темы и обмена мнениями участники пришли к выводу о том, что законодательный процесс в настоящее время - это динамичное, не только правовое, но и политическое явление, которое требует особого внимания и изучения, включая такие аспекты, как меры по достижению баланса интересов всех участников федерального законодательного процесса, оценка необходимости уточнения правовой формы его регламентации, усиления внимания к его предпроектной стадии и экспертной деятельности, комплексного подхода к планированию законопроектных работ, трансформации культуры законодательного процесса.