Цифровая эпоха настоятельно требует формирования соответствующей правовой базы, а следовательно, доктринальной и нормотворческой разработки новых правовых институтов, фундаментального обоснования нового поколения законов и международно-правового инструментария.
Важен также образовательный аспект проблемы правового регулирования цифровой среды, связанный с необходимостью формирования поколения юристов, которые способны эффективно работать в условиях последовательно усложняющегося информационного общества.
В последние годы границы собственно информационного права, понимаемого в узком смысле, существенно расширились за счет того, что нормы многих других традиционных отраслей права распространили своё действие на информационно-телекоммуникационные сети, что привело к расширению предмета и уточнению метода информационного права, к формированию информационного права в широком смысле. В свою очередь, пределы науки информационного права существенно расширились также за счет осмысления юридических аспектов новых феноменов цифровой эпохи, и в частности, таких информационно-технологических конструкций как большие данные, социальные сети, блогосфера, интернет-агрегаторы и т.д. Вместе с тем многие правовые проблемы, связанные с использованием цифровых платформ, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, с перспективами трансгуманизма и цифровизации личности остаются пока вне сферы доктринальных исследований.
Для формирования российской правовой школы цифровой эпохи необходимо объединение усилий ученых-юристов, специализирующихся в разных отраслях права. Создание комплексной концепции правового регулирования отношений, развивающихся под воздействием информационных технологий, требует исследований в области конституционного права, административного, информационного, телекоммуникационного права, права интеллектуальной собственности, уголовного, гражданского, трудового, международного и других отраслей права. Также требуется тесное взаимодействие ученых-юристов со специалистами в области компьютерных наук и информационно-коммуникационных технологий.
Стратегический проект «Право в цифровую эпоху» нацелен на объединение усилий преподавателей, аспирантов и студентов, занимающихся фундаментальными и прикладными проблемами развития права в цифровую эпоху, а также разработкой оптимальных юридических конструкций для нужд нормотворчества и правоприменения.
Цели проекта:
- активизировать проведение фундаментальных исследований в области развития права в цифровую эпоху;
- способствовать формированию российской правовой школы цифровой эпохи, включая информационное право, телекоммуникационное право, компьютерное право и т.д,;
- стимулировать прикладные правовые исследования, актуальные для цифровой эпохи;
- активно внедрять результаты исследований в нормотворческую и правоприменительную практику, а также в учебный процесс, вовлекать в научные исследования и в преподавание студентов и аспирантов.
Основные задачи проекта:
- проведение фундаментальных и прикладных исследований по правовым проблемам цифровой эпохи;
- анализ российских и зарубежных нормативно-правовых актов, судебной практики, правовой доктрины, представление результатов на специальном интернет- сайте проекта «Право в цифровую эпоху» в рамках корпоративного портала;
- проведение сравнительно-правовых исследований совместно с аналогичными центрами зарубежных университетов;
- подготовка учебно-методических комплексов новых учебных дисциплин в рамках бакалавриата и магистерской программы «Цифровое право».
В соответствии с задачами проекта деятельность осуществляется по следующим направлениям:
- Исследовательская деятельность. Исследования по проблемам развития права в цифровую эпоху носят междисциплинарный характер. В рамках проекта предполагается выделение спектра конкретных направлений исследований. В настоящее время предлагается сосредоточиться на правовом регулировании цифровых платформ, цифровой личности, искусственном интеллекте;
- Организационная деятельность. Планируется проведение круглых столов, ежегодной конференции «Право в цифровую эпоху», других научно-практических конференций и семинаров;
- Образовательная деятельность. Участие в учебном процессе предполагает развитие магистерской программы «Цифровое право», расширение спектра информационно-правовых курсов на других магистерских программах и в бакалавриате;
- Информационная деятельность. Информационное обеспечение проекта будет осуществляться через специальный интернет-сайт «Право в цифровую эпоху» в рамках корпоративного портала ВШЭ.
- Международная деятельность. Организация сравнительно-правовых исследований, в том числе с участием зарубежных партнеров, проведение международных научных мероприятий.