• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обзор статьи Надежды Пуртовой «Иллюзия того, что персональные данные – ничья собственность»


Purtova N., The Illusion of Personal Data as No One’s Property, 2015, Law, Innovation, and Technology, Volume 7, № 1, p. 83-111.


Владимир Ширманов, 

студент магистерской программы НИУ ВШЭ «Цифровое право»


Проблема

Надежда Пуртова, профессор Школы права Утрехтского университета, эксперт в сфере обработки персональных данных, считает упущением современного законодательства то, что персональные данные не признаются объектом права собственности. По ее мнению, законодателю нужно задавать вопрос не «необходимо ли нам право собственности на персональные данные?» , а «как урегулировать право собственности на персональные данные?»

Подробное описание проблемы

Позиция автора заключается в том, что если что-то де факто является конкурирующим ресурсом (далее - активом), но закон не признает это объектом права собственности и не определяет порядок его обращения, то такой актив все равно будет обращаться на рынке. Но в отличие от ситуации, когда его оборот урегулирован в законодательстве, доступ к активу будет распределен среди участников рынка таким образом, что у наиболее сильных будет все, а у средних и слабых ничего.

В результате, несколько наиболее влиятельных участников рынка сосредотачивают в своих руках значительную часть актива, а остальные ничего им не могут противопоставить, так как слабее и не имеют эффективных инструментов для защиты своих интересов. 

Автор сравнивает современный рынок данных с феноменом калифорнийской золотой лихорадки, так как он тоже сопряжен с появлением актива, оборот которого не был урегулирован.  Как следствие, до появления закона о праве собственности на золото добыча и оборот драгоценного металла были хаотичными и непропорциональными. 

В частности, на текущий момент большая часть объема персональных данных сосредоточена в руках крупнейших технологических корпораций. Контроль над данными достигается за счет разработки многочисленных электронных сервисов и гаджетов, которые образуют экосистемы. Пока субъекты персональных данных, а также другие участники рынка используют такие сервисы и гаджеты, технологические корпорации осуществляют сбор гигантских массивов данных. Далее посредством анализа собранных данных формируется еще более точное и детальное понимание поведенческих особенностей субъектов персональных данных, которое в последующем успешно коммерциализируются на рынке рекламы и иными способами. 


Неэффективность существующих инструментов защиты прав

По мнению автора, текущее законодательство наделяет субъектов персональных данных совокупностью прав, которые в действительности дают мало контроля над данными и больше похожи на формальность, которую компании могут выполнить и продолжить заниматься тем же, чем и ранее. К примеру, право на доступ и требование о прекращении обработки персональных данных сложно эффективно реализовать, учитывая, что только технологические корпорации знают истинный объем обрабатываемых данных, а субъект не может проверить действительно ли его требование было исполнено. Более того, реализация таких мер защиты субъекту экономически невыгодна, так как он не может окупить потраченное время и силы на отстаивание своих интересов. 


Предлагаемое решение проблемы

По мнению автора наиболее эффективным инструментом воздействия на технологические корпорации является предоставление субъектам персональных данных, либо иным участникам рынка возможности предъявлять имущественные требования в связи с использованием принадлежащих им на праве собственности персональных данных. Пока персональные данные – это не собственность, а нематериальный актив, технологическим корпорациям экономически выгодно агрегировать их гигантские массивы на своих серверах, так как никому за это не нужно платить (не считая административных штрафов). Если же признать персональные данные активом, то субъекты персональных данных смогут требовать от технологических корпораций имущественного вознаграждения за соответствующее использование. Как следствие, модель, при которой все данные концентрируются в одних руках, перестроится и данные распределятся среди большего числа участников рынка.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.