«Ильф» vs Петров // Проектная лаборатория развития интеллектуальных состязаний по праву разрабатывает муткорт для школьников

В феврале 2021 года на факультете права НИУ ВШЭ начала работу Проектная лаборатория развития интеллектуальных состязаний по праву, которая развивает и создает олимпиады, конкурсы для школьников, студентов и выпускников. Студенческий пресс-центр посетил встречу экспертов лаборатории и узнал о разработке отборочного этапа Всероссийского конкурса игровых судебных дебатов.

«Ильф» vs Петров // Проектная лаборатория развития интеллектуальных состязаний по праву разрабатывает муткорт для школьников

Ксения Барышева, заведующая лабораторией развития интеллектуальных состязаний по праву, рассказала о деятельности лаборатории:

«В этом году успешно завершился проект менторской поддержки участников конкурса «Высший пилотаж» направления Право. Студенты факультета оказывали помощь школьникам в написании законопроектов для конкурса. Проект позволил привлечь в два раза больше участников из разных регионов на наше направление. Также силами студентов при поддержке лаборатории организован пилотный конкурс – Игровой судебный процесс для школьников, в котором приняли участие более 30 команд из разных регионов России. Положительный опыт совместной продуктивной работы Лаборатории и студентов факультета над различными мероприятиями для школьников подтолкнул нас к организации нового студенческого сообщества – студентов-наставников. На Ярмарке проектов уже появилось предложение для студентов вступить в ряды наставников и попробовать свои силы в работе со старшеклассниками. В рамках проекта «Интеллектуальные состязания HSE Law: студенты-наставники» студенты смогут стать тренерами команд нового конкурса «Суд да дело», попробовать себя в роли  вожатых на Летней правовой школе, оказать менторскую поддержку участникам конкурса "Высший пилотаж", предложить и провести свои авторские мастер-классы для школьников, помочь в организации Дней открытых дверей факультета, придумать задания для различных олимпиад и много другое».

5 апреля состоялась встреча в рамках деятельности Проектной лаборатории, на которой обсуждался отборочный этап стартующего уже в следующем году Всероссийского конкурса игровых судебных процессов для школьников «Суд да дело». Координатором встречи выступила эксперт Проектной лаборатории и преподаватель Лицея НИУ ВШЭ Дарья Ивашко. Дарья активно вовлекает студентов-олимпиадников прошлых лет в разработку новых форматов заданий отборочного этапа для грядущего конкурса.

«Кто, как не олимпиадники знают, какие задания вдохновляют, бросают вызов и запускают творческое мышление! Спортивный интерес победителей и призеров олимпиад не гаснет с годами. Я воспринимаю работу над интеллектуальными состязаниями в Вышке как продолжение своей подготовки к олимпиадам в бакалавриат и магистратуру, но уже в иной роли – как челлендж, который теперь создаю для нынешних абитуриентов. Так же воспринимают этот процесс и студенты факультета права, привлеченные к разработке уникальных форматов заданий отборочного этапа конкурса. Это сплошное творчество! К тому же, олимпиады и конкурсы теперь не «варятся в собственном соку»: мы привлекаем практиков из юридических фирм в качестве организаторов и жюри, которые делают переход от теории к практике еще более плавным, со школьной скамьи – в ильф. Мы создаем лучшие практики интеллектуальных состязаний по праву и выстраиваем сотрудничество с теми, кто заинтересован в талантах: не только университет, но и наши практикующие партнеры. Это бег на длинную дистанцию», – поделилась Дарья Ивашко.

Для участия в беседе в качестве экспертов были приглашены студенты, ставшие призерами и победителями самых известных олимпиад по праву и обществознанию («Всероссийская олимпиада школьников», «Высшая проба», «Ломоносов», «Олимпиада школьников СПбГУ» и др.).

Опираясь на личный опыт, студенты высказали своё мнение относительно многих аспектов проведения муткорта. В первую очередь, в рамках дискуссии были определены качества, которыми должен обладать участник конкурса судебных дебатов. Студенты-олимпиадники отметили, что в рамках муткорта нужно проверять в большей степени не знания, а умения. Прежде всего, школьникам нужно быть готовыми твердо отстаивать свою точку зрения, быть способными аргументировать правовую позицию, обладать критическим мышлением и научиться работать в команде.

Также дискуссия развернулась по вопросу составления отборочных заданий. Довольно часто правильное решение заданий на олимпиаде зависит от заучивания определенного объема информации. В свою очередь, эксперты Проектной лаборатории рассматривают возможность использования реальных правовых кейсов с набором фактических обстоятельств, после осмысления которых школьникам необходимо будет ответить на поставленные вопросы.

Не остался без внимания и вопрос допущения ошибок при внесении ответов в систему проверки в рамках отборочного этапа. Эксперты лаборатории подчеркнули, что необходимо исключить ситуации, когда правильный ответ участников будет расценен как неправильный, например, ввиду допущения орфографической ошибки. Подобные случаи свидетельствуют лишь о несправедливости, поскольку конкурс по праву не нацелен на проверку знаний русского языка.

Чтобы школьники, желающие принять участие в муткорте, не растерялись на отборочном этапе и обладали всеми нужными знаниями, Проектная лаборатория запустит онлайн-курс по подготовке к конкурсу судебных дебатов. В открытом доступе можно будет послушать лекции об организационных моментах проведения муткорта и навыках работы в команде, о том, как подготовиться к конкурсу и какую литературу следует прочитать.

Пресс-центр желает успехов экспертам Проектной лаборатории в реализации их планов!

Текст и фото: Екатерина Трофимович