• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

2 декабря состоялся совместный научно-исследовательский семинар НУГ "Сравнительное налоговое право" и "Экономическое право ЕврАзЭС" (двенадцатый семинар).

Семинар на тему: "Правовые основы Единого таможенного тарифа в Таможенном союзе ЕврАзЭС". Докладчик: Т.Н. Трошкина.

2 декабря состоялся совместный научно-исследовательский семинар НУГ "Сравнительное налоговое право"  и "Экономическое право ЕврАзЭС"

Был проведён ситуационный семинар "Налоговый и таможенный контроль". Руководители семинара: проф. А. Н. Козырин и доцент Т. Н. Трошкина.

Т.Н. Трошкина в выступлении обратила внимание, что особенностью таможенного контроля, как вида государственного контроля, является то, что он ориентирован не только на установление правового положения его участников, определение объекта и предметов контрольной деятельности, форм и способов проведения отдельных проверочных мероприятий,  а должен рассматриваться как особый статус лиц, товаров и транспортных средств, который они приобретают в связи с пересечением таможенной границы.

Вектор развития законодательства в рамках Таможенного союза по  вопросу таможенного контроля направлен на наднациональное регулирование, а регулирование на национальном уровне остается в качестве «юридического переживания». Оно осуществляетсянациональнымирегуляторами до тех пор, пока на наднациональном (союзном) уровне не появятся соответствующие нормы. Это показывает нацеленность развития Таможенного союза для достижения следующей ступени в интеграционном процессе.

Учитывая цель таможенного контроля – выявление соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства, правовое регулирование этого вопроса является развёрнутым и дифференцируемым. Поэтому принципы таможенного контроля нашли свое отражение в ТК ТС. Они обращены прежде всего на достижение основной цели создания Таможенного союза - обеспечение  свободного перемещения товаров во взаимной торговле и создание благоприятных условий торговли стран-участниц Таможенного союза с третьими странами, а также на развитие экономической интеграции сторон.  Следование этим принципам поможет, за всеми новациями, не упустить основное - создание общего таможенного, а затеми единого экономического пространства, которое, в конечном счете, должно содействовать укреплению и развитию государств - участниц Союза.

Участники внешнеэкономической деятельности при осуществлении таможенного контроля нередко сталкиваются с правовыми проблемами. Поэтому на современном этапе важно точно определить основные направления правового регулирования таможенного контроля, что и было выполнено в ходе исследования.

Как показало исследование для эффективности процедуры таможенного контроля преодоление ряда правовых барьеров, наиболее важными из таких являются:

• усовершенствование механизма «Единого окна», который позволит перейти на систематизированный метод регистрации внешнеэкономических документов (в том числе таможенного оформления), когда вся требуемая информация будет представляться только одному ведомству;

• четкая правовая регламентация механизма предварительного декларирования, позволяющего проводить операции документального контроля заявленных в таможенной декларации сведений до фактического предъявления товаров таможенному органу, и системы электронного декларирования товаров, что позволит перевести процесс подачи всех необходимых для таможенного оформления сведений с бумажного на электронный формат;

• унификация для всех стран-членов Таможенного союза системы  анализа рисков, что позволит определить товары и лица, подлежащие контролю, а также степень и характер контроля, что позволит ускорить прохождение таможенных формальностей.

Говоря о правовом регулировании таможенного контроля, считаем, что важно не только иметь общую нормативную базу в Таможенном союзе, но и унифицированное ее использование во всех трех странах. Это очень важно, что бы у участника ВЭД не появлялось искушение искать «легкие пути». Такой «поиск» становится возможным там, где различаются подходы к пониманию ситуации, поэтому так необходим скоординированный подход к правоприменению, а также в  вопросах взаимодействия между их таможенными администрациями при таможенном контроле, чтобы не допустить нарушений в области внешней торговли.

Так же во второй половине работы семинара были рассмотрены вопросы Единого таможенного тарифа.

Установлено, что приведенный анализ основополагающих международных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок применения Единого таможенного тарифа позволяет сделать вывод, что они отвечают основным стандартам, которые существуют в ВТО, а также позволяют национальному правительству эффективно использовать таможенной тариф как инструмент модернизации России на международном уровне – на постсоветском пространстве.

Конкретное воплощение результатов использования Единого таможенного тарифа в модернизационном развитии страны зависит от многих факторов политического и социально-экономического характера, в том числе и от уровня научного обеспечения программ и методик реализации мер таможенно-тарифной политики.

Другим направлением анализа эффективности использования таможенного тарифа может стать оценка его направленности – фискальная, стимулирующая и т.д. В тоже время построение единого экономического пространства в ЕврАзЭС и эффективное использование таможенного тарифа предполагает решение ряда задач в методологическом и практическом плане и невозможно без обеспечения необходимого уровня таможенного администрирования.

Необходимо отметить и риски, прежде всего связанные со сроком апробации действующего порядка применения Единого таможенного тарифа. Так, возможно недостаточно эффективное администрирование ввозной таможенной пошлины, существует возможность использования тарифных льгот недобросовестными получателями, споры между государствами-участниками таможенного союза по порядку зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, конкретных размеров поступлений.

Конечно, в практическом плане потребуется адаптация Единого таможенного тарифа к новым условиям конкуренции на объединенном рынке трех стран, включая обеспечение эффективной тарифной защиты нетрадиционных и инновационных производств, получивших благодаря интеграционному фактору мощный импульс в своем развитии.