12 декабря 2014 г. прошел тринадцатый научно-исследовательский семинар НУГ «Унификация правовых основ экономических инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах - членах Таможенного союза ЕврАзЭС». Семинар на тему: "Правовые основы применения антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС". Докладчик: А.Ю. Денисова.
Семинар на тему: "Правовые основы применения антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС". Докладчик: А.Ю. Денисова.
Применение защитных пошлин во внешнеторговой деятельности нацелено прежде всего на борьбу с недобросовестной конкуренцией. Введение специальной, компенсационной и антидемпинговой пошлин происходит через процедуру, отличающуюся от установления таможенных пошлин, при соблюдении определенных условий. Единого документа, аналогичного таможенному тарифу, содержащего все ставки специальных, компенсационных и антидемпинговых пошлин для ТС ЕврАзЭС не существует.
Отличием между таможенными пошлинами и иными видами пошлин является основная цель, которая достигается путем их установления. Д.И. Менделеев, характеризуя таможенные тарифы зарубежных стран, отмечал, что "...большинство стран Европы соединяют в таможенных своих тарифах интересы фискальные с охранительными, и этой комбинации нельзя отказать в целесообразности".
Был рассмотрен единый механизм применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении импорта товаров из третьих стран в ТС ЕврАзЭС; проанализирована правовая база ТС ЕврАзЭс в сфере их применения.
Проводя анализ структуры доходов бюджета Российской Федерации был подтверждён вывод о том, что при введении специальных, компенсационных и антидемпинговых пошлин охранительные интересы ставятся на первое место.
Проанализировав правовые основы регулирования этих пошлин в ТС ЕврАзЭС были выделены две наиболее существенные проблемы. Одна из них связана с тем, что Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам было принято в самом начале 2008 г., когда еще не было сформировано представление об институциональной структуре будущего ТС. Отсюда - такое большое количество в тексте Соглашения не до конца формализованных правовых норм. Вторая проблема связана с отсутствием единой согласованной концепции правового регулирования нетарифных мер торговой политики Таможенного союза. Об этом весьма убедительно свидетельствует тот факт, что одновременно с принятием уже упоминавшегося Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, в тот же день, 25 января 2008 г., было принято Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран. В нем были закреплены все основные современные инструменты нетарифной политики ТС в отношении третьих стран, кроме защитных мер.