«Хованщина» — погружение в историю участников проектной группы «Право и искусство»
В рамках деятельности проекта «Право и искусство» мы посетили Санкт-Петербург и стали гостями Духовной академии и Общества изучения церковного права им. Т. В. Барсова, радушно и тепло принявших нас. В свободное от научных мероприятий время в рамках культурной программы вместе с коллегами из Духовной Академии нам посчастливилось посетить Государственный академический Мариинский театр и стать зрителями драматической оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». Это был удивительный опыт не только для тех, кто слушал оперу впервые, но и для некоторых коллег из Духовной Академии, которые уже давно знакомы с этой постановкой и смотрели ее даже не раз. Уже после просмотра мы смогли поделиться своими впечатлениями, переосмыслить свое понимание оперы и заострить внимание на некоторых деталях, которые могли ускользнуть от неопытного зрителя.
Обсуждая «Хованщину», нам удалось структурировать наш совместный опыт и выделить несколько уровней повествования. В качестве первого мы выбрали исторический уровень. Сюжет оперы основан на событиях, произошедших во второй половине XVII века, первым из них стал бунт стрельцов1 в 1682 г., последствием которого стала так называемая Хованщина 2. После смерти царя Федора Алексеевича 27 апреля 1682 г. обострилась борьба за власть между двумя боярскими семьями: Милославских (родственники царевны Софьи и царевича Ивана) и Нарышкиных (родственники царевича Петра). Царевна Софья Алексеевна решила воспользоваться этой междоусобицей и недовольством стрельцов. В результате стрельцы предпочли занять сторону Милославских и расправились с некоторыми представителями рода Нарышкиных и их сторонников. В результате стрелецкого бунта Софья Алексеевна была объявлена регентом при малолетних царях Иване и Петре, а начальником Стрелецкого приказа был назначен князь Иван Хованский. В то же самое время, почувствовав слабость центральной власти, активизировались раскольники-старообрядцы, представители которых собрались в Москве и проповедовали свои взгляды в стрелецких полках, а также предлагали провести открытый теологический диспут на Красной площади. Лидером раскольников — противников официальной церкви — был суздальский священник, которого прозвали Пустосвятом. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 г. в Грановитой палате Московского Кремля все же состоялся «спор о вере» в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима. Несмотря на то, что действие оперы включает в себя события двух разных стрелецких бунтов, а Петру в то время было около 7 лет, в остальном события оперы представляются вполне достоверными.
1. Стрельцами называли служащих особого регулярного войска, которое существовало в России с середины XVI по начало XVIII века. По сути, стрелецкое войско – это первая регулярная армия в истории в стране.
2. Краткосрочный период всевластия князя Ивана Хованского.
Второй уровень повествования – религиозный. В «Хованщине» старообрядцы – главные поборники идеи Святой Руси. Выражением движущей ими идеи и ключевой идеи оперы становится восклицание Досифея «…Святой Руси, ее же ищем». Главный конфликт оперы заключен не столько во внешнем столкновении «сил действия и противодействия» (старообрядцев, Хованских, стрельцов – с одной стороны, и петровского окружения – с другой), сколько в сопоставлении двух принципиально разных типов миросозерцания. Можно назвать «Хованщину» даже не исторической хроникой, а летописью – подчеркнув, что древнерусская летопись обязательно оценивала события с точки зрения его над-исторического – духовного смысла. В некотором отношении летопись представляет аналог иконы с клеймами, где над событийным рядом возвышается центральный образ святого.
Третий уровень – мистический – был выявлен с помощью герменевтического метода, анализируя различия зрительского опыта (первый просмотр и многократный просмотр). В данном контексте больше всего нас интересует Марфа. У Модеста Мусоргского Марфа – это княгиня Сицкая, которая полюбила Андрея Хованского и стала его женой. После охлаждения чувств Хованского к Марфе она, согласно Владимиру Стасову, обретает «смерть в груди» и в результате погибает вместе со своим возлюбленным в огне. Несмотря на то, что к моменту действа старая православная вера практически запрещена на территории Московии, она продолжает следовать ее заветам. Марфа – исключительно выразительная личность в театральном действии, привлекающая характерностью, многогранностью, глубокой народностью собственного восприятия жизни. Защита и опора Марфы – игумен Досифей. Этот человек самостоятельно избрал Марфу в духовные ученицы, всячески способствовал поддержанию в девушке главных христианских благодетелей: веры, надежды, любви и мудрости. В одном из актов Марфа предстаёт перед зрителем как провидица для того, что поведать князю Голицыну о его грядущем (она предельно точно описала будущее князя, что привело его в недоумение). Можно сделать вывод, что Марфа занималась черной магией – она сама упоминала, что для нее это закончится костром (например, в разговоре с Сусанной). Своими чарами она по-настоящему околдовала сына князя Хованского – Андрея. Именно благодаря своим чарам она смогла сделать так, чтобы в последней сцене он вместе с Марфой вошёл в горящую церковь, следуя старообрядческому обряду очищения огнем. Однако, когда Андрей оказался в горящей церкви, он прокричал «Эмма» (девушка-лютеранка из немецкой слободы, в которую был влюблен Андрей), тем самым провозглашая, что чары Марфы пали.
В заключение мы отметим, что мастерство постановки оперы Мусоргского достойно отдельного упоминания: великолепно выполненные костюмы окончательно погружают зрителя в атмосферу церковного раскола и стрелецкого бунта XVII века, вокруг которых строится сюжет. Несмотря на продолжительность оперы (4 часа 40 минут с двумя антрактами) – все действо было настолько зрелищным и держащим зрителя в напряжении, что время прошло для нас незаметно.
К сожалению, Мусоргский не успел завершить последнюю сцену «Хованщины», почив в марте 1839 г. Работу над оперу завершил композитор Николай Римский-Корсаков, став автором последней сцены очищающего самосожжения старообрядцев.
Подробнее об опере: mariinsky.ru
Список использованной литературы
- Абызова Е. Н. «Хованщина» // Модест Петрович Мусоргский / ред. Т. Коровина. — 2-е изд., исправленное. М.: Музыка, 1986. 300 с.
- Головинский Г. Л., Сабинина М. Д. Глава IX. «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» // Модест Петрович Мусоргский / ред. А. Трейстер. М.: Музыка, 1998. 729 с.
- Кульпина О. Ю. Женские образы в опере М. П. Мусоргского «Хованщина». Областная научно-практическая конференция «Женские образы в искусстве». Новомосковск, 21 ноября. 10 с.
- Орлова А. А., Пекелис М. С. М. П. Мусоргский. Литературное наследие. М.: Музыка, 1971. 434 с.
- Татаринцева Е. А. «Хованщина» М. П. Мусоргского. Грани образа Святой Руси [Электронный ресурс] // Академическая Музыка Сибири (дата обращения: 11.06.2022) URL: http://sibmus.info/texts/tatarin/hovanshc.htm.
- Янковский М. О. Глава VIII. Московское чудо. Досифей. Варяжский гость // Шаляпин / ред. Л. А. Филатова. Л.: Искусство, 1972. С. 135141. 376 с.