• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Зачем нужен новый алкогольный кодекс

Директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ разъясняет необходимость раздельного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.

22 сентября 2017 г. Анна Дупан, к.ю.н., выступила спикером на пленарном заседании «Регулирование рынка алкогольной продукции: на пути к развитию» форума «Алкогольный рынок: от запретов к развитию», проведенного агентством ТАСС совместно с Союзом российских пивоваров.

 Анна отметила следующее:

«В России с регулированием рынка алкоголя сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, государство крайне заинтересовано и в сборах акцизов, и в изменении структуры потребления алкогольных напитков. С другой стороны, оно проводит планомерную унификацию требований ко всем видам алкогольной продукции, причем избирает путь ужесточения этих требований. В итоге регулирование сейчас нельзя назвать сбалансированным: в отношении производства и оборота пива и вина были введены экономически и социально необоснованные требования, запреты и ограничения, не практикуемые ни в странах Евразийского экономического союза, ни в иных зарубежных государствах.

При этом очевидное различие в технологических особенностях производства и оборота разных видов алкогольной продукции все же требовало введения множества изменений, ограничений, специальных правил в рамках общих норм. Как следствие, Закон №171-ФЗ приобрел такой запутанный вид, что разобраться в нем даже юристу крайне сложно.

Сложное и запутанное регулирование, невозможность четкого разграничения норм, применимых к разным видам продукции, вредит и самим отраслям, и государству. Не зря говорят, что рыба лучше ловится в мутной воде. Вот и в рамках настолько несбалансированного регулирования проще всего заниматься нелегальным или полулегальным производством алкоголя.

При этом мне кажется, что термин «раздельное регулирование» не совсем корректен. Если написать пять разных законов по пяти видам продукции – спирт, спиртосодержащая продукция, крепкий алкоголь, вино и пиво – это породит еще большую путаницу.

Отраслям, государству и потребителю нужен алкогольный кодекс, то есть закон, в котором будут выделены общая и особая части. Нормы рекламы алкоголя также целесообразно излагать в этом едином кодексе, а не включать в отдельный закон.

Подобное изменение может показаться техническим: ну что ж тут такого сложного – выделить в общую часть все общие нормы, применимые одновременно ко всем отраслям, и отдельно в особой части прописать специальные нормы для каждого вида продукции из Закона №171-ФЗ и Закона о рекламе.

Однако на практике это позволит убрать неясности, дублирования и необоснованные ограничения для пивоваренной и винодельческой отраслей, а также внесет определенность в отношения власти со всеми производителями алкогольной продукции.

Приведу пример с Налоговым кодексом РФ. Принятие первой части НК РФ, а потом и отдельных глав особенной части, привело к существенному упорядочиванию всех налоговых отношений: налогоплательщики четко увидели общие принципы регулирования, суды также их увидели, стали понятны пределы полномочий налоговых органов.

На наш взгляд, чем яснее и прозрачнее регулирование, тем лучше для отрасли и потребителя, а значит, и государства».