• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Необходимо реформирование алкогольного законодательства

10 октября 2017 в НИУ «Высшая школа экономики» в Москве прошел круглый стол под названием «Направления реформирования законодательства о производстве и обороте алкогольной продукции: потребности, ожидания, реальность». Участие приняли эксперты Вышки и специалисты других заинтересованных ведомств.

Участники круглого стола:
  1. Алексеевская Екатерина Игоревна, ведущий эксперт Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики»
  2. Бикбулатов Тимур Истамович, эксперт Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики»
  3. Васильев Александр Владимирович, специалист Центра Содействия Законотворчеству при Общероссийском народном фронте
  4. Гутников Олег Валентинович,  член Научно-консультативного совета Верховного Суда РФ, заместитель заведующего отделом гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
  5. Дупан Анна Сергеевна, директор Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики»
  6. Могучев Никита Сергеевич, научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара
  7. Разумова Елена Александровна, заместитель начальника Департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации
  8. Романов Александр Валентинович, генеральный директор НП "Комитет производителей алкогольной продукции", Российский союз промышленников и предпринимателей
  9. Савков Владимир Витальевич, консультант Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по финансовому рынку
  10. Символоков Олег Анатольевич, ведущий научный сотрудник Отдела гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
  11. Сысоева Анастасия Евгеньевна, Департамент экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации
  12. Трескина Лариса Владимировна, аналитик Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики»
  13. Шаблинский Дмитрий Михайлович, вице-президент Ассоциации производителей по защите их прав на потребительском рынке
  14. Файзиев Сергей Анварович, аналитик Отдела перспективных исследований Института государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики»

 


 

В результате обсуждений участники круглого стола пришли к следующим выводам:

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Закон №171-ФЗ) объективно нуждается в кардинальном реформировании, так как после многочисленных изменений и дополнений утратил структуру, стал бессистемным и сложным для применения. Практически все законы, принятые одновременно с Законом №171-ФЗ, уже отменены и вместо них приняты новые акты, отвечающие современным требованиям юридической техники.

Новый закон, который заменит Закон №171-ФЗ, должен быть построен по принципу выделения

          • общей части, применимой ко всем видам регулируемой продукции, содержащей в том числе общие правила производства и оборота всех видов алкогольной продукции,
        • и особенной части, в которой должны быть установлены особенности производства и оборота отдельных видов алкогольной продукции по принципу изъятий (исключений) или дополнительных требований.

При этом структурирование закона должно, во-первых, исключить кардинальное изменение правил игры для производителей, торговых сетей и потребителей алкогольной продукции, а, во-вторых, обеспечить в будущем возможность простого и понятного внесения изменений в данный закон. 

В общей части нового закона должны быть определены термины, в том числе по видам алкогольной продукции, опирающиеся на приемлемые для отраслей критерии отнесения продукции к тому или иному виду и гармонизированные с проектом технического регламента.

Также в общей части должны быть определены исчерпывающие полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в данной сфере. При этом целесообразно в статье по полномочиям РФ отдельно выделить полномочия Правительства РФ и отдельно -уполномоченного органа. Все запреты и ограничения, в том числе по розничной продаже, должны устанавливаться на федеральном уровне.

Немаловажно придать нормам закона прямое действие за счет установления правил регулирования в самом законе, а не на уровне многочисленных подзаконных актов.

Новый закон в общей части должен установить требования к производству, обороту, розничной продаже всех видов регулируемой продукции. В особенной же части должны быть установлены более строгие требования для производства и оборота спирта, крепких спиртных напитков. Также в особенной части могут быть установлены изъятия из общих правил для винодельческой и пивоваренной продукции.

В общую часть в обязательном порядке должны быть включены требования к ЕГАИС, в том числе установлен принцип недопустимости требования бумажных документов, если соответствующие сведения или документы были представлены в ЕГАИС.

Лицензирование, маркировка и иные специальные требования должны быть отнесены в отдельные главы особенной части нового закона.

Принятие нового закона должно в обязательном порядке сопровождаться внесением изменений в Налоговый кодекс РФ, закон о защите прав потребителей, законы о рекламе, обращении лекарственных средств и др.

 

Участники пришли к выводу о необходимости доведения итогов круглого стола до следующих органов государственной власти и рабочих органов:

1)     Министерство финансов Российской Федерации;

2)     Министерство экономического развития Российской Федерации;

3)     Росалкогольрегулирование;

4)     Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

5)     Комитет Государственной Думы Федерального собрания РФ по экономической политике;

6)     Комитет Совета Федерации Федерального собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам;

7)     Министерство здравоохранения Российской Федерации;

8)     Правительственная комиссия по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка;

9)     Рабочая группа по повышению эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке при Правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка.