Необходимо реформирование алкогольного законодательства
10 октября 2017 в НИУ «Высшая школа экономики» в Москве прошел круглый стол под названием «Направления реформирования законодательства о производстве и обороте алкогольной продукции: потребности, ожидания, реальность». Участие приняли эксперты Вышки и специалисты других заинтересованных ведомств.
- Алексеевская Екатерина Игоревна, ведущий эксперт Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики»
- Бикбулатов Тимур Истамович, эксперт Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики»
- Васильев Александр Владимирович, специалист Центра Содействия Законотворчеству при Общероссийском народном фронте
- Гутников Олег Валентинович, член Научно-консультативного совета Верховного Суда РФ, заместитель заведующего отделом гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
- Дупан Анна Сергеевна, директор Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики»
- Могучев Никита Сергеевич, научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара
- Разумова Елена Александровна, заместитель начальника Департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации
- Романов Александр Валентинович, генеральный директор НП "Комитет производителей алкогольной продукции", Российский союз промышленников и предпринимателей
- Савков Владимир Витальевич, консультант Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по финансовому рынку
- Символоков Олег Анатольевич, ведущий научный сотрудник Отдела гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
- Сысоева Анастасия Евгеньевна, Департамент экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации
- Трескина Лариса Владимировна, аналитик Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики»
- Шаблинский Дмитрий Михайлович, вице-президент Ассоциации производителей по защите их прав на потребительском рынке
- Файзиев Сергей Анварович, аналитик Отдела перспективных исследований Института государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики»
В результате обсуждений участники круглого стола пришли к следующим выводам:
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Закон №171-ФЗ) объективно нуждается в кардинальном реформировании, так как после многочисленных изменений и дополнений утратил структуру, стал бессистемным и сложным для применения. Практически все законы, принятые одновременно с Законом №171-ФЗ, уже отменены и вместо них приняты новые акты, отвечающие современным требованиям юридической техники.
Новый закон, который заменит Закон №171-ФЗ, должен быть построен по принципу выделения
- общей части, применимой ко всем видам регулируемой продукции, содержащей в том числе общие правила производства и оборота всех видов алкогольной продукции,
- и особенной части, в которой должны быть установлены особенности производства и оборота отдельных видов алкогольной продукции по принципу изъятий (исключений) или дополнительных требований.
При этом структурирование закона должно, во-первых, исключить кардинальное изменение правил игры для производителей, торговых сетей и потребителей алкогольной продукции, а, во-вторых, обеспечить в будущем возможность простого и понятного внесения изменений в данный закон.
В общей части нового закона должны быть определены термины, в том числе по видам алкогольной продукции, опирающиеся на приемлемые для отраслей критерии отнесения продукции к тому или иному виду и гармонизированные с проектом технического регламента.
Также в общей части должны быть определены исчерпывающие полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в данной сфере. При этом целесообразно в статье по полномочиям РФ отдельно выделить полномочия Правительства РФ и отдельно -уполномоченного органа. Все запреты и ограничения, в том числе по розничной продаже, должны устанавливаться на федеральном уровне.
Немаловажно придать нормам закона прямое действие за счет установления правил регулирования в самом законе, а не на уровне многочисленных подзаконных актов.
Новый закон в общей части должен установить требования к производству, обороту, розничной продаже всех видов регулируемой продукции. В особенной же части должны быть установлены более строгие требования для производства и оборота спирта, крепких спиртных напитков. Также в особенной части могут быть установлены изъятия из общих правил для винодельческой и пивоваренной продукции.
В общую часть в обязательном порядке должны быть включены требования к ЕГАИС, в том числе установлен принцип недопустимости требования бумажных документов, если соответствующие сведения или документы были представлены в ЕГАИС.
Лицензирование, маркировка и иные специальные требования должны быть отнесены в отдельные главы особенной части нового закона.
Принятие нового закона должно в обязательном порядке сопровождаться внесением изменений в Налоговый кодекс РФ, закон о защите прав потребителей, законы о рекламе, обращении лекарственных средств и др.
Участники пришли к выводу о необходимости доведения итогов круглого стола до следующих органов государственной власти и рабочих органов:
1) Министерство финансов Российской Федерации;
2) Министерство экономического развития Российской Федерации;
3) Росалкогольрегулирование;
4) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
5) Комитет Государственной Думы Федерального собрания РФ по экономической политике;
6) Комитет Совета Федерации Федерального собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам;
7) Министерство здравоохранения Российской Федерации;
8) Правительственная комиссия по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка;
9) Рабочая группа по повышению эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке при Правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка.
Институт проблем правового регулирования: директор
Алексеевская Екатерина Игоревна
Институт проблем правового регулирования: Ведущий эксперт
Бикбулатов Тимур Истамович
Институт проблем правового регулирования: Эксперт
Трескина Лариса Владимировна
Институт проблем правового регулирования: Лаборант
Файзиев Сергей Анварович
Отдел перспективных исследований: Аналитик