Экспертное мнение Центра религии и права НИУ ВШЭ: Саммит международной религиозной свободы 2025
С 4 по 5 февраля 2025 года состоялся ежегодный Саммит международной религиозной свободы.
C 4 по 5 февраля 2025 года состоялся ежегодный Саммит международной религиозной свободы[1] (далее — Саммит) под патронажем Международного альянса за свободу вероисповедания[2] (англ. International Religious Freedom or Belief Alliance, далее — МАРС).
Данное мероприятие ежегодно предоставляет площадку для взаимодействия некоммерческих организаций (далее – НКО), представителей государственных структур зарубежных стран с недружественной политикой в отношении Российской Федерации, а также участников межправительственных и международных организаций, включая федеральные и независимые агентства США.
Саммит направлен на формирование и продвижение единой повестки в сфере «международной религиозной свободы» между заинтересованными сторонами и создание условий для конфиденциального обмена мнениями между их представителями по продвижению международной религиозной свободы и убеждений в мире.
В числе организаций-спонсоров, которые проводили собственные мероприятия в рамках Саммита в 2025 году:
— The New Alliance of Virtue, американская НКО, координирующая усилия представителей «авраамических религий» в сфере продвижения «прав человека» и связанная с Объединенными Арабскими Эмиратами;
— Фонд «Washington Times» и «Федерация за всеобщий мир», организации, связанные с семьей южнокорейского бизнесмена, Мун Сон Мена;
— Институт религиозной свободы (англ. Religious Freedom Institute), который является аналитическим центром проукраинской аналитики, в том числе для Государственного департамента США;
— Университет Пеппердайна, аффилированный с международной ассоциацией автономных христианских общин «Церкви Христа»,
— Церковь Иисуса Христа Святых последних дней;
— The House of Ruach, НКО, занимающаяся терапевтической психологией с религиозной компонентной и поддержкой «межрелигиозных организаций»[3].
Примечательно, что список главных спонсоров Саммита по сравнению с прошлым годом не претерпел серьезных изменений, что позволяет говорить об их последовательной деятельности в формировании повестки «международной религиозной свободы» и рекомендаций соответствующего политико-санкционного режима в отношении стран, препятствующих продвижению «международной религиозной свободы».
Также на мероприятии присутствовали следующие представители из числа государственных, правозащитных организаций и иных структур:
— вице-президент США Дж. Д. Вэнс;
— Комиссия США по международной религиозной свободы (англ. U. S. Commission on International Religious Freedom, далее — Комиссия), в том числе бывший комиссар, глава НКО Global Christian Relief Д. Карри;
— председатель МАРС Р. Ржехак;
— премьер-министр Республики Армения Н.В. Пашинян;
— епископ Православной Церкви Украины (далее — ПЦУ) митрополит Евстратий (Зоря);
— руководитель Государственной службы Украины по вопросам этнополитики и свободы совести (далее — Госэтнополитики) В.Е. Еленский;
— глава украинской организации «Центр гражданских свобод», правозащитница А.В. Матвийчук;
— члены совета экспертов МАРС Э. Очаб, Н. Темз, Б. Шарффс, М. Хилл, М. Шимански, К. Дарэм;
— адвокат канонической Украинской православной церкви (далее — УПЦ) Р. Амстердам и другие.
Стоит подчеркнуть, что в рамках данного Саммита было уделено повышенное внимание к вопросам, связанным с Украиной. В мероприятии приняли участие представители, отстаивающие интересы Украинской Православной Церкви, включая специализированную неправительственную организацию «Save the UOC» («Сохраним УПЦ»). Этот факт тесно связывается с ожесточённой полемикой относительно соответствия действий Киева нормам международного права и принципам религиозной свободы, как они понимаются администрацией президента США Д. Трампа.
Мероприятия Саммита условно делятся на 2 неравные группы: пленарные сессии, освещающие магистральные проблемы международной свободы вероисповедания или убеждений, и профильные треки, внимание на которых уделяется:
§ укреплению правозащитной деятельности и международной кооперации: правильной работе с международными инстанциями, включая Международный уголовный суд, разведке по открытым источникам, принципам действия санкций в соответствии с Законом о религиозной свободе США от 1998 года (далее — Закон) и «Законом Магнитского»[4];
§ критике законодательства суверенных стран: Республики Ирак, странах Латинской Америки, Социалистической Республики Вьетнам,
§ ограничению права на свободу вероисповедания в государствах «светского Запада», а также совершенствованию механизмов Закона.
§ защите «узников совести» и жертв «транснациональных репрессий», включая самих правозащитников и их структур в тех странах, которые Саммит описывает как «находящиеся в кризисном состоянии»;
§ роли средств массовой информации (далее — СМИ), бизнес-кругов, проблематики беженцев как движителей религиозной свободы.
Основными темами пленарных сессий Саммита являются:
— приоритеты политики администрации президента США Д. Трампа в сфере международной религиозной свободы;
— противодействие «автократиям», применяющим вопросы свободы вероисповедания или убеждений в своих целях;
— задействование международных структур для продвижения религиозной свободы.
В рамках первого пленарного заседания аудитории был продемонстрирован видеоролик, подготовленный неправительственной организацией «A Faith under Siege», деятельность которой связана с оказанием поддержки Вооружённым силам Украины (далее – ВСУ), включая обеспечение необходимой техникой. На видеозаписи выступают люди, представляющиеся служителями украинских церквей, гражданскими лицами и военнослужащими ВСУ, которые делятся своими взглядами на события, происходящие в рамках специальной военной операции (далее – СВО), отражая официальную позицию Киева.
Материал содержит историю американского добровольца, отправившегося на Украину, и представляет свою интерпретацию СВО как столкновение сил, где Украина выступает стороной, отстаивающей «добро» и «религиозную свободу», а Российская Федерация и её руководство рассматриваются в негативном ключе. В ролике также демонстрируются американские граждане, находящиеся в рядах ВСУ.
Кроме того, видеоматериал включает обвинения в адрес Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) и специальных служб в предполагаемых бомбардировках религиозных объектов и преследовании христиан, а также священнослужителей. Подчёркивается, что основными жертвами данных действий якобы становятся украинские евангелисты, о которых говорится в контексте применения репрессий, включая физическое давление.
В ходе пленарной сессии патриарх Сирийской православной церкви Игнатий Ефрем II отметил неспокойствие, испытываемое сирийскими христианами ввиду крушения режима Б. Асада в декабре 2024 г. Патриарх отметил, что в совместном заявлении христианских церквей Сирии «миротворцы» называются «детьми Божьими», при этом подчеркивая, что «популизм и изоляция» усложнят процесс «нового транзита власти». Патриарх позиционирует христиан как важных и полноправных участников строительства нового государства и выражает готовность сотрудничества «со всеми для развития и восстановления родины». Игнатий Ефрем II выступает за гражданскую идентичность сирийцев, основанную на многоконфессиональной основе, и выражает приверженность ценностям демократии, светских оснований сирийского государства. Сирийский патриарх настаивает на отмене «несправедливых» экономических санкций против Дамаска, называя прежнюю политику экономической блокадой, провоцирующей безработицу, легальную и нелегальную миграцию, а также призывает международное сообщество обеспечить территориальную целостность Сирии и устранить «любое внешнее вмешательство».
Вице-президент США Дж. Д. Вэнс выступил с фактической программой действий в области продвижения свободы вероисповедания или убеждений, которую будет осуществлять администрация Д. Трампа. Ключевые тезисы выступления:
— «Религия выступает в качестве источника светского представления о свободе» (таким образом, Дж. Д. Вэнс отвергает просветительское понимание «религиозной свободы» как исключительно светского концепта и интерпретирует гражданские свободы с точки зрения «политической теологии»);
— Религиозная свобода поддерживается не только через правовые механизмы, но и посредством формирования соответствующей культурной среды. Этот вопрос был важным приоритетом в период первого президентского срока Д. Трампа, и в ближайшие четыре года станет объектом еще более пристального внимания. Государство продолжит проводить политику, направленную на устранение дискриминации американцев по признаку религии, а также на предотвращение цензуры как в интернете, так и в реальной жизни;
— Во время своего первого срока Трамп предпринял важные шаги по защите прав верующих на международном уровне. Однако Вэнс отмечает, что в последнее время участие США в вопросах религиозной свободы всё чаще сопровождается проявлениями коррупции и «превращением этих усилий в фарс». В качестве примера он упоминает финансирование зарубежных НКО, занимающихся продвижением атеистических идей;
— Американская дипломатия должна проводить ясное различие между государствами, соблюдающими свободу вероисповедания, и теми, кто ее ущемляет; при этом Вэнс относит к последним исключительно Республику Ирак.
В своём выступлении Дж. Д. Вэнс сосредоточил внимание на внутренних проблемах Вашингтона и намеренно избегал упоминания Российской Федерации как государства, «нарушающего религиозную свободу». Вместе с тем он обозначил курс на пересмотр государственных расходов с их перераспределением в пользу религиозных правозащитных организаций, что свидетельствует о намерении усилить поддержку подобных структур. Этот подход увеличивает вероятность введения санкций против России под предлогом «нарушения религиозной свободы».
Премьер-министр Республики Армения Н.В. Пашинян посвятил свое выступление позиционированию Армении как образца религиозной свободы и демократии в регионе Южного Кавказа. По заявлению Пашиняна, «без религиозной свободы не может быть демократии», при этом США являются образцом государства, обеспечивающего религиозную свободу своим гражданам. «По этой причине Армения вступила в МАРС во время первой администрации Трампа», — заявляет армянский премьер-министр.
Митрополит ПЦУ епископ Евстратий опубликовал текст своего выступления на Саммите в социальной сети Facebook. В нем действия России называются «агрессией против самой идеи свободного общества и демократического государства». По мнению Евстратия, Русская православная церковь (РПЦ) является главной угрозой религиозной свободе в России, на Украине и во всем мире, а также не представляющей интересов российских православных организацией. Русская Православная Церковь, предполагаемо не являясь исключительно религиозной организацией, воспринимается как угроза безопасности для других государств и религиозных сообществ. Этот аргумент используется в качестве обоснования запрета Украинской Православной Церкви на территории Украины. [При этом данная мера вызвала негативную реакцию со стороны некоторых международных неправительственных организаций и представителей администрации Д. Трампа, включая Дж. Д. Вэнса, которые также ссылаются на сомнительные результаты общественных опросов].
Представитель ПЦУ утверждает, что РПЦ создана И.В. Сталиным в 1943 году, и сравнивает ее с симпатизирующими национал-социалистам христианами Третьего Рейха. Евстратий обвиняет РПЦ в распространении идеологии «русского мира», которая позволяет ей оправдывать агрессию на Украине, и сообщает, что Всеукраинских совет церквей и религиозных организаций совсем с Институтом религиозной свободы (украинская НКО, расположенная в г.Киеве) подготовили обновленный доклад «о преследовании на религиозной почве на территории, подконтрольной Москве».
Глава Госэтнополитики Украины В.Е. Еленский во время выступления на Саммите призвал Д. Трампа вводить санкции против нарушителей религиозной свободы. Еленский утверждает, что «религиозная свобода — это то, что эти режимы особенно ненавидят, потому что религиозная свобода — это свобода от государственного принуждения».
Еленский призвал к более жесткой реакции мирового сообщества в отношении нарушителей религиозной свободы, ужесточению санкций против них и подчеркнул, что «люди доброй воли, верующие разных стран, надеются на продолжение борьбы США за религиозную свободу и против ее нарушителей», в числе которых находятся Российская Федерация, Китайская Народная Республика и Исламская Республика Иран.
Также глава Госэтнополитики призвал исключить РПЦ из Всемирного совета церквей, поскольку та перестала быть религиозной организацией. По мнению Еленского, РПЦ превзошла те европейские церкви, которые одобряли режим апартеида в Южно-Африканской Республике «в своем соучастии преступлениям»: «Она несет ответственность за разжигание войны, освящает оружие, вдохновляет на убийства украинских гражданских и детей, объявляет войну против суверенной страны священной».
Наряду с этим, адвокат УПЦ Р. Амстердам, ранее выступавший против участия Еленского на Саммите, заявляет, что В.А. Зеленский использует атаки против канонической церкви в качестве политического инструмента для консолидации собственной непопулярной власти, что дублирует ситуацию в других странах. Амстердам утверждает, что за время его адвокатской работы впервые «дети Христовы подвергаются репрессиям на американские средства».
Выводы
Прошедший Саммит предоставляет возможность проанализировать прогресс в области обеспечения религиозной свободы, которая заявлена в качестве одного из приоритетов администрации Д.Трампа.
В частности, в ходе выступлений ряда зарубежных представителей открыто выражается недовольство нынешней политикой США в вопросах религиозной свободы и поддержки соответствующих правозащитных инициатив. Такая критика звучит как от представителей Украины, так и от делегатов так называемого «глобального большинства» — совокупности стран, выступающих за более справедливую и инклюзивную международную систему. Эти страны все чаще высказываются о необходимости пересмотра подходов США к вопросам религиозной свободы, считая, что порой подобные усилия используются больше как инструмент внешней политики, чем как «искренний гуманитарный приоритет».
Особое внимание привлекли новые акценты в обсуждении этой проблемы в контексте внутренних вопросов Соединенных Штатов. Вице-президент Дж. Д. Вэнс, известный своей поддержкой реформаторской программы Д. Трампа, занимает сходную с глобальными критиками позицию в том, что система требует значительной трансформации, включая обновление бюрократических процессов. Вэнс подчеркивает необходимость усиления антикоррупционных мер, которые, по его мнению, могут стать основой для более прозрачной и эффективной политики, в том числе в области продвижения религиозной свободы. Такая точка зрения предполагает, что внутренние реформы напрямую повлияют на способность США выстраивать последовательную и надежную внешнюю политику, которая бы отвечала заявленным демократическим ценностям.
Этот подход также свидетельствует о растущей критике внутри самих Соединенных Штатов относительно эффективности существующих государственных органов. Многие считают, что текущая бюрократическая система слишком громоздка и воспринимается как препятствие для реального достижения заявленных целей в области защиты прав человека, включая право на свободу вероисповедания. Призывы к реформам находят поддержку среди консервативных кругов, которые считают, что Америка утратила свой первоначальный моральный ориентир, занимаясь внешнеполитическими проектами, неуспешно реализуемыми в реальных условиях.
Примечательно, что вопросы религиозной свободы на саммите рассматриваются не только как сугубо правозащитный или гуманитарный аспект, но и как инструмент в дипломатических отношениях. Многие участники подчеркивают, что Соединенные Штаты должны учитывать не только свои интересы, но и потребности стран-партнеров, чтобы не создавать впечатления одностороннего подхода в продвижении «демократических идеалов». При этом они указывают на необходимость отказа от двойных стандартов и более глубокого анализа потенциала религиозной свободы как средства для усиления глобальной стабильности и межкультурного диалога
Материалы Саммита позволяют сделать следующие практические выводы:
1. Украина продолжает использовать фактор евангелистов, чтобы повлиять на администрацию Трампа и вынудить её отказаться от сокращения помощи Киеву, однако на данный момент усилия проукраинских активистов в этом направлении не приносят значительных результатов и остаются малоэффективными.
2. Тема религиозной свободы в современном мире служит не только предметом теоретических дискуссий, но и важным инструментом политической стратегии. Она активно используется различными политическими актёрами для обозначения и разграничения государств, а также для влияния на различные социальные, культурные и религиозные процессы. В контексте глобального политического дискурса религиозная свобода часто становится ключевым элементом бинарного деления государств на «демократические» и «автократические». Это деление, как правило, формируется и продвигается через западные, прежде всего американские, нарративы, где демократические государства предполагают признание, защиту и поддержку абсолютной свободы вероисповедания, тогда как автократические якобы ограничивают или подавляют этот аспект человеческих прав.
Подобная поляризация служит не столько инструментом объективного анализа ситуации, сколько средством маркировки «своих» и «чужих» государств. В этом контексте «демократическими» признаются те страны, которые следуют либеральным, преимущественно западным, стандартам религиозной свободы, включая неограниченную деятельность религиозных организаций, даже если это сопровождается вмешательством таких организаций во внутренние политические процессы или угрозой национальной безопасности этих стран. Напротив, ограничения, вводимые «автократическими» режимами, зачастую интерпретируются как подавление свободы, хотя в реальности они могут быть направлены на борьбу с экстремизмом, защиту культурной идентичности и сохранение социального баланса.
Важным элементом этого разделения становится характеристика религиозных организаций как «государственных» и «независимых». Государственные религиозные структуры чаще всего рассматриваются как инструменты влияния правящих элит, направленные на поддержку национальных интересов и обеспечение стабильности внутри страны. Однако в западных нарративах такие организации обычно критикуются как инструмент государственного контроля над верой, что автоматически делает их частью «автократического» лагеря.
3. Вопрос религиозной свободы в современном мире стал не только темой для обсуждения в международной повестке, но и важной частью внутренних «культурных войн» в странах, принадлежащих к тому, что часто называют «коллективным Западом». Это явление отражает глубокий раскол в идеологических подходах к вопросам свободы совести и религии, с одной стороны, и светского характера государства, с другой. Особенно остро такие споры проявляются в Соединённых Штатах, где религиозная свобода тесно связана с историей страны, её политической системой и социальной структурой.
Политика Дональда Трампа, чьё президентство сопровождается усилением консервативных ценностей, играет значительную роль в преобразовании внутреннего и внешнего курса США в отношении религиозных свобод с акцентом на защиту традиционных христианских ценностей. Однако такие изменения приводят к определённой неоднозначности: приоритет защиты религиозных свобод на международной арене вступил в противоречие с изоляционистским и консервативным подходом администрации Трампа, где упор делается на внутренние вызовы. Таким образом, возникает вопрос о том, являются ли религиозные свободы приоритетной частью внешнеполитической стратегии США, или же эта задача становится второстепенной в угоду национально ориентированным целям.
[1] IRF Summit 2025. https://irfsummit.org/
[2] Деятельность международной организации International Religious Freedom or Belief Alliance (IRFBA) признана нежелательной Генеральной прокуратурой Российской Федерации 29 декабря 2024 г
[3][3] Dr. Gwen Hecht / AMMWEC. [Электронный ресурс]. URL: https://ammwec.org/dr-gwen-hecht/ (дата обращения: 06.02.2025).
[4] «Закон Магнитского» - инициированный Уильямом (Биллом) Браудером принятый в декабре 2012 года в США закон, отменяющий поправку Джексона-Вэника и вводящий персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека, коррупцию и принципа верховенства права в России.