• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся экспертный круглый стол «Язычество в России: социальные практики, общественное восприятие, позитивный и деструктивный потенциал»

В Центре религии и права Факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ЦРП) состоялся экспертный круглый стол «Язычество в России: социальные практики, общественное восприятие, позитивный и деструктивный потенциал».

Директор Центра, Светлана Нуждина, открывая мероприятие, подчеркнула, что ЦРП специализируется на правовом сопровождении государственно-религиозных отношений: «Мы занимаемся глубоким осмыслением законопроектных инициатив с правовой точки зрения, а также конструированием разумной правоприменительной практики для уже действующих норм. Это особенно важно на фоне активного законотворческого процесса, который происходит как в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, так и предшествующих формализованной законопроектной работе этапах на всем многообразии возможных площадок». 

По словам Светланы Нуждиной, важно создать условия для конструктивного диалога специалистов, профессионально работающих в данной области: «Нам было важно собрать именно таких экспертов. Важно проанализировать актуальные социальные практики, общественное восприятие, деструктивный и позитивный потенциал язычества в России. Наша задача — выстроить профессиональную и содержательную дискуссию, а также поделиться собственными наработками в этой сфере». 

 

Доктор философских наук, доцент, главный научный сотрудник Центра религиоведческих и этнополитических исследований ЛГУ им. А.С. Пушкина, руководитель лаборатории этнорелигиозных исследований Научного центра Нижегородского института управления филиала РАНХиГС Роман  Шиженский отметил, что что современное российское язычество представляет собой полиморфное мировоззрение, объединяющее традиционные верования коренных народов и синкретические религиозные конструкции, нацеленные на возрождение этнических «традиций».

Характерные черты включают преобладание авторских инициатив, эклектику идей этноцентризма и природоцентризма и отсутствие официальной регистрации большинства языческих групп, что затрудняет установление их численности. Солидное количество последователей, достигающее сотен тысяч, организуются в различные формы, включая общины и индивидуальные практики, при этом более 70% язычников являются индивидуалами. 

 

Инна Загребина, председатель правления некоммерческого партнёрства «Гильдия экспертов по религии и праву», привела яркие примеры из юридической практики, связанные с правонарушениями и преступлениями представителей неоязычества. Она подчеркнула, что в данной сфере существуют серьёзные проблемы, обусловленные отсутствием официального правового статуса.

 

Владислав Раздъяконов, профессор Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета проблематизировал альтернативный характер нового язычества, рассмотрев его в перспективе истории религий как реакцию на секуляризацию, а также иные, прежде всего, экономический и технологический факторы современной культуры. Для оценки степени социализации новых религиозных движений было предложено, помимо иных критериев, обратить внимание на характер их участия в общегражданском календарном цикле и мероприятиях патриотической направленности. Отметив необходимость регулярного антропологического, полевого и цифрового, мониторинга, а также указав на значение профилактики негативных явлений в неоязыческой среде, докладчик поставил вопрос о создании рабочей модели социальной адаптации новых религиозных движений, нацеленной на смягчение их альтернативного 

 

Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук Дмитрий Громов, опираясь на опыт полевых наблюдений, отметил, что современное язычество представляет собой чрезвычайно разнородное явление. Оно разделено внутренними границами и не обладает чёткими внешними пределами.

На основе своих исследований Дмитрий Громов выдвинул гипотезу о том, что современные люди выбирают язычество как религиозную идентичность потому, что в этом сообществе они получают определённые специфические эмоции. Иными словами, современное язычество можно рассматривать как эмоциональное сообщество.

 

Об «экстремистском» потенциале родноверия рассказал кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории религий и теологии
РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург Алексей Гайдуков на основе проведенного опроса. 

Особое внимание он уделил необходимости разграничения понятий нового язычества и неоязычества, предлагая рассматривать их как разные культурные феномены.

 

Рушан Саберов, старший преподаватель НИТУ МИСИС, отметил, что в Республиках Марий Эл и Башкортостан действуют централизованные религиозные организации с четкой структурой и полномочиями служителей культа, а межконфессиональный диалог поддерживается Советом при Главе Республики Марий Эл. Полевые исследования подтверждают историческую преемственность и эволюцию института служителей культа в современных условиях государственно-конфессиональных отношений России. 

 

Руководитель проекта по изучению религиозности в зоне СВО Центра религии и права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), кандидат военных наук Василий Фёдоров представил данные анкетирования военнослужащих по вопросам религиозности в зоне СВО.

 

Татьяна Бернюкевич, доктор философских наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных наук и технологий НИУ МГСУпрофессор кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений МПГУ рассказала об особом типе мировоззрения — тенгрианстве. Исследователь отметила, что научный и культуроцентричный интерес к тенгрианству способствовал распространению информации о нём, как о важном культурном феномене, имеющем значение не только с точки зрения истории народов Центральной Азии, но и в контексте переосмысления отношений человека с природой, их гармонизации. 

Отметим, мероприятия Центра религии и права являются площадками всестороннего анализа, предоставляя экспертам возможность дискутировать в лучших традициях академического сообщества.

 

С разрешения авторов, приводим ниже более подробно представленные ими тезисы.

Скачать или посмотреть можно по ссылке https://disk.yandex.ru/d/jC2iAzJIiN1iLg. 

Центр религии и права