• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение экспертов Центра религии и права факультета права НИУ ВШЭ о новом законопроекте

26 июля 2023 года в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 410078-8 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в статью 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Мнение экспертов Центра религии и права факультета права НИУ ВШЭ о новом законопроекте

<a href="https://ru.freepik.com/free-photo/closeup-of-person-proofreading-document_3295434.htm#query=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B&position=10&from_view=search&track=country_rows_v1">Изображение от katemangostar</a> на Freepik

Проектом федерального закона № 410078-8 предлагается закрепить заявительный порядок выхода из состава учредителей религиозных организаций, предусмотрев, что если иное не установлено федеральным законом, учредители религиозных организаций вправе выйти из состава учредителей, направив, в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сведения о своем выходе в федеральный орган государственной регистрации и уведомив о своем выходе соответствующее юридическое лицо.

Актуальность принятия указанного законопроекта не вызывает сомнений, поскольку в настоящий момент возможно выйти из состава учредителей религиозной организации исключительно в судебном порядке.

В соответствии с действующей нормой пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», на религиозную организацию накладывается обязательство информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении в том числе таких сведений, как сведения об учредителях, в течение семи рабочих дней с момента таких изменений. Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц. Законопроектом предлагается возложить обязанность по информированию регистрирующего органа о выходе из состава учредителей религиозной организации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений на лицо, выходящее из указанного состава. Соответствующие изменения предлагается внести в пункт 2.2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В связи с этим, в целях избегания разночтений в толковании двух соответствующих норм о том, должны ли и религиозная организация и лицо, выходящее из состава ее учредителей, по отдельности информировать регистрирующий орган о таких изменениях, логично внести изменения также в статью 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», изменив редакцию пункта 9 в соответствии с вносимым изменением в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Кроме того, в связи с ранее высказанным предложением, целесообразно вносить изменения в целом не в статью 9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», как предлагается законопроектом, а в статью 8, поскольку положения о правовом режиме выхода из состава учредителей религиозной организации, таким образом, находятся именно в ней и статьей 9 не регулируются.

Корректировки потребует и пояснительная записка к законопроекту: из нее стоит исключить абзац, указывающий на то, что действующим законодательством не предусмотрено последующее внесение изменений в сведения об учредителях религиозной организации, ввиду наличия таких положений в ранее указанном пункте 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Учитывая замысел законодателя, некогда установившего отсутствие возможности добровольного выхода из состава учредителей религиозной организации, ввиду нераспространения на религиозные организации норм пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (указанный пункт о том, что в случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица), следует обратить внимание на предоставляемую законопроектом ничем не ограничиваемую возможность выхода учредителей, являющихся последними для религиозной организации, из ее состава. С целью недопущения создания фиктивных религиозных организаций и иных негативных процессов, стоит рассмотреть вопрос, например, о сроке, отсчитываемом с момента создания религиозной организации, в течение которого невозможен выход из состава учредителей в заявительном порядке.

____
*Экспертное мнение подготовлено при участии адвоката Адвокатской палаты г. Москвы Рубан Анатолия Сергеевича.