• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О министерской конференции Международного альянса религиозной свободы

30 ноября завершилась международная министерская конференция, организованная Международным альянсом по защите религиозной свободы (МАРС), Институтом международных отношений Праги, Секретариатом международной религиозной свободы, Конференцией чешских епископов, Федерацией еврейских общин Чешской Республики, Институтом христианско-демократической политики, религиозным фондом Темплтона, общественным движением «Красная среда».

По информации организаторов, конференция объединила участников из 77 стран, около двухсот политических, религиозных и общественных деятелей (среди которых - член парламента Великобритании Ф. Брюс, посол МАРС Р. Хуссейн, докладчик ООН по религиозной свободе Н.  Ганеа, митрополит ПЦУ Епифаний, раввины Д. Розен, Ш. Розен, шейх Аль Махфуд Бин Байя (Форум за мир в мусульманских обществах, ОАЭ).

Конференция привлекла внимание исследователей религии и экспертов в России заявленной темой «Свобода религии и убеждений: уроки английских начальных школ».

Первый день конференции был посвящен анализу результатов проекта, направленного на формирование у детей в начальных школах Англии понимания принципов свободы религии и убеждений.

Второй день объединил выступления с неожиданно радикальными тезисами о «злоупотреблениях религией в политических целях», «повышении устойчивости и роли новых технологий в подавлении религиозных меньшинств или этнических меньшинств». 

Стоит отметить, что тема политизации религиозных идей остроактуальна в международной повестке (ярким примером является риторика выборов в Нидерландах: при отсутствии профильного органа в сфере государственно-религиозных отношений и официальной позиции невозможности создания государством какого-либо учреждения для контроля или наблюдения за религиозными группами, в предвыборных речах политических деятелей активно эксплуатируется тема религии (тезис о максимально жесткой деисламизации Нидерландов: глава «Партии свободы» высказывался о полном запрете исламских школ и мечетей в стране).

По мнению экспертов, конференция, помимо обсуждения лонгитюдных исследований, предварительно анонсированных потенциальным участникам, ставила целью увязать критику Российской Федерации, КНР, Ирана, КНДР с религиозной повесткой.

Следует отметить, что на Западе существует единый утвержденный дискурс касательно ситуации в России, Китае, Иране и КНДР. Западные СМИ и интеллектуалы консолидировано декларируют схожий набор тезисов: маркировка вышеуказанных стран и стран Восточной Европы как авторитарных, отягощенных «коммунистическим прошлым», где, по мнению спикеров, права человека и религиозные свободы подвергались беспрецедентному давлению со стороны коммунистической идеологии. С их точки зрения, указанные страны — «ценностно заблудшие государства-ретрограды», не имеющие морального права противостоять подлинно прогрессивным и демократическим ценностям.

В ходе конференции большая часть высказанной критики относилась к России и Китаю. Примечательно, что на протяжении всех мероприятий дихотомия «демократия против автократии» подавалась как носящая моральную основу, выраженную в мирной борьбе демократически настроенного Запада в противовес «токсичной коммунистической идеологии» Китая и посткоммунистической идеологии России.

Министр иностранных дел Я. Липавски, в своем выступлении высказал позицию, что «мир столкнулся с невообразимой жестокостью со стороны России, которая выходит за пределы Украины и угрожает общечеловеческим ценностям во всем мире. «Мы наблюдали коммунистические репрессии в отношении религии в Чехословакии, а сейчас видим продолжение этой логики в российской агрессии», – сказал Липавски.

Специальный посланник премьер-министра Великобритании по вопросам свободы религии и убеждений, председатель МАРС Ф. Брюс в своей речи отметила, что она вместе с коллегами из Центральной и Восточной Европы наблюдает множество нарушений прав человека и религиозных свобод со стороны «таких военных экстремистов, как Путин». «Коллективный голос сорока двух стран сильнее голоса одного [Путина]». Также она отметила, что участники конференции должны выработать «совместные практические меры вместе с государственными служащими, общественными организациями, академиками всех стран».

Независимый член Палаты лордов Великобритании Д. Элтон в своем выступлении отметил, что именно Сталин репрессировал множество украинцев по религиозному признаку, чем заложил логику политического давления на религиозные организации в странах коммунистического режима в XX веке.  «Путин, Ким, Си и Хомейни сформировали «авторитарный альянс», и продвигают свои собственные ценности, которые не соответствуют цивилизованным демократическим ценностям», – заявил Элтон. Отдельную часть Элтон посвятил ситуации в Китае, заявив, что «Китай продолжает преследовать и убивать людей, препятствуя развитию демократических ценностей».

В рамках секции «Неправомерное использование религии в политических целях и повышение устойчивости» выступил профессор Карлова университета (Чехия) Т. Халик. Несмотря на то, что все его выступление было посвящено теоретическим аспектам использования религии в качестве политического инструмента, в качестве примеров негативных последствий взаимодействия религии и государства была приведена ситуация поддержки Русской православной церковью «российского вторжения на Украину». «Христианство потеряло свой религиозный смысл <…> поскольку стало политически идеологичным. Именно это произошло с РПЦ вместе Патриархом Кириллом и военным преступником Путиным, которые сопричастны к деятельности КГБ», – заявил Халик.

Модератор организации Christian Vision for Belarus Н. Василевич, высказала мнение, что российский дискурс о традиционных ценностях полностью отрицает все демократические ценности, в том числе феминизм и ЛГБТ+, а также призвала «деконструировать православную теологию, вернуть ее в оригинальную плоскость, и ориентировать на соблюдение международных правил в области защиты прав человека и свободы вероисповедания, а все факты преступлений Патриарха Кирилла расследовать».

Э. Омбадыков (признан иностранным агентом в январе 2023 года), почетный представитель Далай-ламы в Монголии, России и Содружестве Независимых Государств, президент Фонда Дилува Хутухту в Монголии, ошибочно представленный духовным лидером буддистов Калмыкии, заявил о пользе иностранного влияния на самобытную жизнь буддийской общины России, отметив, что «российское государство боится лично его позиции и потому ведет политику на сокращение влияния Далай-ламы на внутрироссийские дела», что на посту верховного ламы Калмыкии активно привлекал тибетских духовных учителей для «возрождения буддийской традиции в России после тоталитарного режима СССР». В конце своего выступления Э. Омбадыков призвал международное сообщество не позволять Китаю установить ложного Далай-ламу XV.

Модератором сессии «Религиозная жизнь под цифровым наблюдением» выступил комиссар Комиссии США по международной религиозной свободе Н. Туркэль с заявлением о том, что Пекин к настоящему моменту уже арестовал и выдвинул обвинения в различных правонарушениях 20 тысячам человек с помощью использования современных технологий и компьютерного зрения, что несет за собой чрезвычайную угрозу международным религиозным свободам, поскольку уже 27 стран начали имплементировать «китайскую модель» государственного контроля  за обществом. «Вместе мы должны помешать злодеям [России и Китаю] совершить геноцид против уязвимых этнических и религиозных групп», – сказал Туркэль.

Профессор Оксфордского университета (Великобритания) Дж. Леннокс в своем выступлении отметил, что еще в 2019 году более 100 стран закупили китайские технологии надзора и цензуры и привлекли китайских экспертов для обучения использованию этих технологий (системы видеонаблюдения и локальные версии системы фильтрации интернет-контента «Золотой щит») с целью «репрессивного контроля над собственными гражданами». «Китай инвестировал миллиарды в инфраструктуру развивающегося мира, особенно в страны Африки и Азии, и Китай включает установку его технологий с требованиями предоставления доступа к данным в контракты с этими странами», – сказал Леннокс.

Старший научный сотрудник Института Макдональда-Лурье (Канада) Ч. Бертон поддержал позицию Туркэля и заявил, что «некоторые продолжают обвинять Запад в том, что они судят других, но сами иногда нарушают правила, но мы же не будем всерьёз относиться к таким обвинениям».

Резкой критике со стороны представителей МАРСа (президента организации International Campaign for Tibet Т. Гьяцо, специального координатора по делам Тибета в США У. Зея и спецпосланника по вопросам вероисповедания или убеждений Королевства Нидерланды Б. Тушшера) подверглись как достижения КНР в сфере технологий, так и стремление КПК укрепить национальное единство путем продвижения использования пекинского диалекта как языка всех граждан Китая. По этой причине докладчики обращались к истеблишменту США с целью укрепления международных правозащитных альянсов под их эгидой и обеспечения дальнейшего спонсирования сети некоммерческих организаций для достижения целей «всего человечества».

Роль Далай-ламы, формально оставившего политику, определяется докладчиками как моральный компас «всего демократического мира», проблемы Тибета интернационализируются и рассматриваются как политический вопрос, требующий безотлагательного вмешательства G7.

В заключительной части мероприятия выступающие согласились, что «пекинскому режиму» не хватит запаса прочности, что может свидетельствовать о возможном усилении санкционного давления на Пекин.

Программа конференции, характер выступлений и персональный подбор выступающих очевидным образом подтверждает несколько тезисов: процессы секуляризации, характерные еще 5-7 лет назад для всего мира, на сегодня сменились процессами десекуляризации, когда религия, религиозные идеи и традиции приобретают все большее значение для все большего количества людей. Вместе с тем, «новая религиозность» характеризуется большей внеконфессиональностью и не-принадлежностью к конкретному традиционному исповеданию. Это очевидно способствует смешению собственно сакрального с общей информационной повесткой, политической борьбой.

Российская сторона только начинает сдержанно привлекать религиозных лидеров к общественно-политической жизни страны, в силу собственного конституционно-правового статуса светского государства, существенно отставая от мировых трендов. Вместе с тем исследователи отмечают нарастающую агрессивную антироссийскую риторику (в том числе в рамках указанной конференции), с использованием инструментов политизации религии. Подобные тенденции, к сожалению, отбрасывают научное сообщество назад и препятствуют развитию религиоведения, теологии и межрелигиозного диалога.

Полагаем, что формирующиеся структуры расширившегося БРИКС в качестве составляющей гуманитарного измерения взаимодействия могут исправить ситуацию к лучшему, организуя мероприятия и дискуссии на надлежащем научном и экспертном уровне.

 

Справочно: Международный альянс религиозной свободы создан 5 февраля 2020 года. В заявлении для прессы Майкл Помпео, государственный секретарь США с 2018 по 2021 гг., сообщил, что «создание Альянса знаменует собой первый в истории случай, когда страны объединилась на уровне национального руководства, чтобы заниматься вопросом свободы вероисповедания во всем мире. Мерзкие инициаторы религиозных преследований уже давно действуют безнаказанно. Альянс объединит нации… чтобы остановить их».

Членами Альянса являются 37 стран: Албания, Армения, Австрия, Австралия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Болгария, Камерун, Колумбия, Коста-Рика, Хорватия, Кипр, Чехия, Демократическая Республика Конго, Дания, Эстония, Гамбия, Грузия, Греция, Венгрия, Израиль, Косово, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Сенегал, Сьерра-Леоне, Словакия, Словения, Того, Украина, Великобритания и США.

Кандидатами в члены Альянса являются Канада, Гайана, Япония, Южная Корея и Швеция. Статус наблюдателей имеют Мальтийский орден, Республика Китай (Тайвань), а также Специальный докладчик ООН по вопросам свободы религии или убеждений. Таким образом, в состав Альянса входят 6 государств постсоветского пространства, из которых только Армения не имеет общей границы с Российской Федерацией.

В структуре МАРС важнейшую роль играет Секретариат. Согласно прописанному «Кругу полномочий», он осуществляет логистическое управление работой структуры, организует выборы нового председателя Альянса, выполняет «административную работу», маршрутизацию документов, принимает участие в формировании повестки мероприятий, оценивает предложенные инициативы, координирует публичное освещение деятельности МАРС. На данный момент работу Секретариата выполняет Бюро по международной религиозной свободе Государственного департамента США.

Заявления МАРС зачастую откровенно демонстрируют антироссийскую направленность. Также ресурсы Альянса по оценкам экспертов используются для разжигания протестных настроений, разрушения связей с Россией в бизнес- и академических кругах в Грузии и Армении в связи с «отказом присоединяться к блокаде, организованной против России странами Запада».

Текущие заявления Альянса о России:

1.  «Кремль попустительски относится к антисемитизму и выдавливает иудеев из страны»;

2. «Кремль ответственен за организацию политических преследований «за мирное осуществление своего права на свободу вероисповедания», в частности в форме критики законов о нежелательных организациях и иностранных агентах;

3. «Русская Православная Церковь является рупором прокремлевской пропаганды и получает основную выгоду от преследования религий, не являющихся традиционными».