• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты Центра религии и права о проекте федерального закона № 546990-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в части унификации терминологии)»

Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях унификации используемой в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 125-ФЗ) терминологии в отношении наименования органа государственной власти, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации религиозной организации. Законопроектом также предлагается непосредственно в Законе № 125-ФЗ закрепить полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по установлению порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, порядка регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации.

Эксперты Центра религии и права о проекте федерального закона № 546990-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в части унификации терминологии)»

Проект федерального закона № 546990-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в части унификации терминологии)» (далее – законопроект) внесен в Государственную Думу Российской Федерации 8 февраля 2024 г. По итогам рассмотрения Советом Государственной Думы Российской Федерации законопроект включён в примерную программу весенней сессии на март 2024 г. Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях унификации используемой в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 125-ФЗ) терминологии в отношении наименования органа государственной власти, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации религиозной организации. Законопроектом также предлагается непосредственно в Законе № 125-ФЗ закрепить полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по установлению порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, порядка регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации.

В настоящее время согласно п. 8 ст. 11 Закона № 125-ФЗ порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такой порядок утвержден приказом Минюста России от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе» (вместе с «Порядком проведения государственной религиоведческой экспертизы», «Положением об экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации»). Соответствующие полномочия были делегированы Минюсту России Указом Президента Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 1079 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», в Положение, утвержденное этим Указом, и о признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» (далее – Указ № 1079). Указом № 1079 в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации был включен пп. 30.11 п. 7, в соответствии с которым Минюст России организует при государственной регистрации религиозных организаций проведение государственной религиоведческой экспертизы, образует в этих целях экспертный совет и утверждает положение о нем.

Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации от 19.05.2011 г. № 653 «О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313» полномочия по образованию экспертного совета по проведению религиоведческой экспертизы и утверждению положения о нем были исключены из сферы ответственности Минюста России.

С 13 января 2023 года действует Указ Президента Российской Федерации от 13.01.2023 г. № 10 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации»). Новое Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – Положение) не закрепляет за ним полномочия по проведению религиоведческой экспертизы. Приказ Минюста России от 18 февраля 2009 г. № 53, однако, продолжает действовать без изменений спустя 15 лет, что в принципе не может не обращать на себя внимания, учитывая значимость религиозной повестки как внутри страны, так и за её пределами.

Законопроектом, в то же время, предлагается в самом Законе № 125-ФЗ закрепить за Минюстом России полномочия по установлению порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы вопреки вполне закономерному, последовательному отказу Министерства от исполнения функций, требующих узкопрофильных специальных знаний в конфессиональной сфере.

Согласно пп. 1 п. 19 Положения Минюст России осуществляет полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, и именно в этом контексте – с точки зрения обработки отчетности, данных о деятельности, персональном составе руководящих органов и работников, о целях расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческих организаций – осуществляет контроль (надзор) за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций, включая контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства Российской Федерации. Таким образом, Минюст России не является профильным органом исполнительной власти в конфессиональной сфере, в то время как проведение религиоведческой экспертизы требует особого внимания со стороны компетентных органов публичной власти, обладающих соответствующей квалификацией.

На основании изложенного совершенствование действующего регулирования в рассматриваемой области должно идти по пути создания в Российской Федерации специального институционального механизма управления конфессиональной сферой, в круг полномочий которого будет входить также установление порядка проведения религиоведческой экспертизы и контроль за её проведением. При сохранении действующей редакции п. 8 ст. 11 Закона № 125-ФЗ в случае реализации такого институционального механизма в системе публичной власти вносить изменения в законодательство не придётся.