• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты Центра религии и права о проекте федерального закона № 551871-8 «О внесении изменения в пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»

Эксперты Центра религии и права о проекте федерального закона № 551871-8 «О внесении изменения в пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»

О чем законопроект?

Проект федерального закона № 551871-8 «О внесении изменения в пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – законопроект № 1) 14 февраля 2024 г. внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы О.Н. Занко, Т.В. Буцкой, О.М. Казаковой, О.В. Тимофеевой и сенатором Российской Федерации О.С. Забраловой.

Законопроект № 1 вносит точечное изменение в Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Закон о благотворительной деятельности), расширяя содержание одной из целей благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности («содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе») следующим образом: «содействие в сохранении, укреплении и продвижении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе ценности крепкой семьи, брака как союза мужчины и женщины и многодетности».

Цель и обоснование

Как следует из пояснительной записки к законопроекту № 1, он разработан в целях решения задач по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, поставленных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», а также актуален в связи с Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 г. № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи». Предполагается, что принятие законопроекта № 1 будет способствовать более широкому вовлечению участников благотворительной и добровольческой деятельности, в том числе в форме некоммерческих организаций, в реализацию задач по укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также даст им право на дополнительные меры поддержки со стороны государственных и муниципальных органов власти, предусмотренные действующим законодательством.

Экспертное заключение

Идея развития и совершенствования российского законодательства в русле решения задач по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также оценки проектируемых нормативных правовых актов на предмет соответствия таким ценностям заслуживает безусловной поддержки. Вместе с тем рассматриваемый законопроект № 1 требует соотнесения с другими законодательными инициативами, объединенными с ним одной идеей – расширения государственной поддержки некоммерческих организаций, чья деятельность направлена на укрепление института семьи в российском обществе. Речь идет о проекте федерального закона № 517112-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в части расширения перечня видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций) (далее – законопроект № 2), который был 21 декабря 2023 г. внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, а 20 февраля 2024 г. принят Государственной Думой и направлен в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту № 2, его принятие позволит повысить качество предоставляемых услуг посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО). Законопроект № 2 вносит отдельные изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В частности, дополняется перечень видов деятельности, осуществление которых позволяет относить некоммерческие организации к категории СОНКО и предоставлять им меры поддержки со стороны государства. К уже закрепленным видам деятельности СОНКО добавляется деятельность в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, организации и проведения мероприятий, способствующих развитию предусмотренных законодательством Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а также деятельность по содержанию животных в приютах для животных.

Предусмотренные принятым Государственной Думой законопроектом № 2 формулировки в части обозначения деятельности, осуществление которой позволяет относить организации к категории СОНКО, представляются достаточно четкими и определенными. В своем словесном обозначении (деятельность в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства) они соответствуют целям осуществления благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности, предусмотренным действующей редакцией Закона о благотворительной деятельности: содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе (абзац шестой пункта 1 статьи 2) и содействие защите материнства, детства и отцовства (абзац седьмой пункта 1 статьи 2).

При этом осуществление благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности в существующих целях содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе, содействия защите материнства, детства и отцовства уже сейчас позволяет вносить свой вклад в решение задачи по сохранению и укреплению семьи как одной из традиционных российских ценностей. Конкретизация абзаца шестого пункта 1 статьи 2 Закона о благотворительной деятельности законопроектом № 1 представляется избыточной еще и ввиду того, что специального указания на брак как союз мужчины и женщины в данном законодательном акте не требуется. Это положение закреплено основным законом страны – Конституцией Российской Федерации, а также Семейным кодексом Российской Федерации, никакой другой брак на территории Российской Федерации не возможен и не признается. В то же время защите института брака как союза мужчины и женщины должны содействовать не только и не столько повторяющиеся в ряде законодательных актов упоминания об этом (при наличии закрепляющих этот постулат конституционных норм, имеющих высшую силу на территории России), но прежде всего воспитательно-образовательные и культурно-просветительские мероприятия.

Законопроект № 1 предполагает, что благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность будет осуществляться в целях сохранения и укрепления всех традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Однако состав и смысловое содержание этих ценностей очень объемны, и в случае принятия предлагаемых изменений возможны риски неопределенности и злоупотреблений по вопросу отнесения тех или иных лиц или организаций к числу осуществляющих благотворительную и добровольческую (волонтерскую) деятельность. 

Также необходимо отметить, что само назначение и цели благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности отвечают традиционным российским ценностям гуманизма, милосердия, взаимопомощи, приоритета духовного над материальным и многим другим, а участники этой деятельности как никто другой с давних времен со своей стороны способствовали формированию этих ценностей и сейчас фактически вовлечены в реализацию задач по сохранению и укреплению этих ценностей. Таким образом, не вполне ясно, каким образом принятие законопроекта № 1 будет способствовать еще «более широкому вовлечению гражданского общества, участников благотворительной и добровольческой деятельности, в том числе НКО, в реализацию задач по укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»[1], и почему этого нельзя добиться с применением имеющихся правовых инструментов действующего законодательного регулирования.

 

            [1] Цитата из пояснительной записки к законопроекту № 1.