• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспертное мнение Центра религии и права факультета права НИУ ВШЭ: Анализ ежегодного отчета Комиссии Государственного департамента США по международной религиозной свободе за 2023 год

1 мая Комиссией Государственного департамента США (далее – Комиссия) опубликован «Ежегодный отчет 2024»[1] (далее — Отчет), который представляет экспертный взгляд Комиссии на понимание религиозных свобод в разных странах и трансграничных регионах мира в 2023 году, а также набор рекомендаций Комиссии органам государственной власти США для корректировки механизмов и инструментов на внешнеполитическом контуре страны.

С точки зрения американского политического дискурса, свобода религии или убеждений – это обширное право человека, включающее свободу мысли, совести, выражения мнений, ассоциаций и собраний. Свобода религий или убеждений является важным пиар-компонентом внешней политики США.

 

 

Комиссия США по международной религиозной свободе

Независимое двухпартийное агентство федерального правительства США, созданное в соответствии с Законом о международной религиозной свободе 1998 года. Комиссия состоит из девяти членов, назначаемых либо президентом, либо руководителями обеих палат Конгресса при поддержке беспартийного профессионального персонала. Комиссия регулярно отслеживает ситуацию с соблюдением «всемирного права» на свободу религии и убеждений за границей и представляет рекомендации высшим должностным лицам США для корректировки внешнеполитического курса.

Одним из важнейших методов в рекомендательной деятельности Комиссии является включение в свои отчеты предложений для Государственного департамента США относительно включения стран, которые, по мнению Комиссии, нарушают права на религиозную свободу внутри своих границ и за их пределами, в один из двух специальных списков:

— список «стран, вызывающих особую озабоченность» (англ. Countries of Particular Concern, CPC; далее – CPC), которыми США обозначают наиболее злостных нарушителей религиозной свобод, определяемых по критериям «систематические нарушения», «продолжающиеся нарушения» и «вопиющие нарушения» религиозной свободы;

— «список специального наблюдения» (англ. Special Watch List, SWL; далее – SWL), в который попадают страны, соответствующие лишь двум критериям из названных выше.

Данные рекомендации позволяют президенту США вводить санкции против подобных государств в соответствии с Законом о религиозной свободе от 1998 года (далее — Закон).

Согласно разделу №407 данного Закона отказ от введения санкций может произойти по трем причинам: в случае прекращения нарушений государством-объектом санкций, если подобный отказ будет способствовать достижению целей данного Закона, или если применение санкций войдет в конфликт с «важным национальным интересом» США.

В 2024 году в список «стран, вызывающих особую озабоченность», вошли Азербайджан, Афганистан, Вьетнам, Индия, Иран, Китай, Куба, Мьянма, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Северная Корея, Таджикистан, Туркменистан, Эритрея.

В «список специального наблюдения» включены Алжир, Египет, Индонезия, Ирак, Казахстан, Кыргызстан, Малайзия, Сирия, Турция, Узбекистан, Шри-Ланка.

Ключевые аспекты в Отчете 2024 года

Сравнивая Отчет за 2022 год с Отчетом за 2023 год, можно отметить изменения состава стран в CPC и SWL, утвержденного Государственным департаментом США: в число «стран, вызывающих особую озабоченность», был добавлен Азербайджан. Несмотря на то, что в отчетах за 2018 – 2020 гг. комиссар Мур Дж. заявлял о необходимости исключить Баку из «списка специального наблюдения», статус Азербайджана был пересмотрен в сторону ужесточения обвинений.

В числе рекомендаций для правительства США Комиссия предлагает выделить дополнительные деньги для Агентства США по международному развитию (англ. United States Agency for International Development, USAID; далее — Агентство) и посольства США в Баку.

 

Комиссия отмечает, что «конфликт между Арменией и Азербайджаном занял практически всю повестку двухсторонних отношений между США и Азербайджаном, поскольку США продолжали выступать в роли посредника между двумя странами».

Представленное в Отчете заключение ряда экспертов Комиссии по ситуации в Азербайджане не было поддержано всеми комиссарами структуры. В комментарии к актуальному страновому отчету председатель Комиссии Купер А., Гельман С., Магид М. и Туркель Н. выразили поддержку позиции Государственного департамента, который выступает против присвоения Азербайджану статуса «страны, вызывающей особую озабоченность», и назвали решение Комиссии «опрометчивым».

Из списка «стран, вызывающих особую озабоченность», была исключена Сирия, чей статус был пересмотрен в сторону включения в SWL. Главным источником нарушений религиозных свобод в Сирийской Арабской Республике Комиссия называет деятельность Турции и ее посредников на севере страны.

При этом Комиссия предложила Министерству финансов США принять лицензию (документ был принят Министерством финансов США в 2022 году), позволяющую американским гражданам вести частную экономическую активность в обход санкций против Сирии, о чем сообщается в документе. Таковая разрешается в пределах не подчиненной президенту Асаду Б. самопровозглашенной Автономной администрации севера и востока Сирии, руководство которой якобы следует высоким стандартам защиты религиозной свободы (данное утверждение оспаривается рядом западных НКО, в том числе Amnesty International).

Из отчета Комиссии исчезла Центральноафриканская Республика, в 2019 году рекомендованная для назначения страной, «вызывающей особую озабоченность», за недостатком информации об инцидентах нарушения религиозной свободы. Данное обстоятельство может быть связано с вытеснением западных НКО из пророссийски настроенной Центральноафриканской республики местными организациями и невозможностью провести мониторинг ситуации, пригодный для работы во внешнеполитическом контуре США.

В «список специального наблюдения» был включен Кыргызстан. В числе рекомендаций для правительства США Комиссия предлагает активизировать работу по линии «Центральная Азия + США» (C5+1), в рамках которой в 2023 году состоялся первый саммит на уровне глав государств.

В качестве ключевых действий политики США в адрес Кыргызской Республики за 2023 год Комиссия называет программу, направленную на укрепление «суверенитета» Бишкека и обеспечение исполнения санкций США против России, с финансированием в объеме в 49 млн. долларов США. В дополнение к этому в Отчете Комиссии упоминается обращение от исполнявшего на момент 2023 года обязанности главы Комитета иностранных сношений Сената США Менендеса Б. (демократ, Нью-Джерси), посвященное проблемам «международных санкций против России и обращения вспять курса на ослабление демократии».

Тем не менее, с учетом негативной реакции стран Запада на принятие в Кыргызстане закона об иностранных агентах, следует ожидать усиление давления на Кыргызстан по линии «нарушения религиозной свободы» и требований изменения законодательства, в том числе Закона «О свободе вероисповедания и религиозных организацией в Кыргызской Республике» от 31 декабря 2008 г.

Взаимодействие России и Кыргызстана в этой области зависит в том числе от диалога двух стран по вопросу трудовой миграции, обострившемуся в связи с принятием ряда мер по усилению контроля за мигрантами в Российской Федерации после теракта в концертном зале «Крокус Сити Холл», где ответной реакцией Бишкека стал призыв[2] соотечественникам временно воздержаться от поездок в РФ.  Помимо этого, качество совместной деятельности Москвы и Бишкека будет зависеть от успешности принимаемых Кыргызстаном мер в соответствии с принятым законом об иностранных агентах, оппоненты которого внутри страны будут всячески тормозить реализацию его положений на практике.

Дружественные Российской Федерации страны в тексте Отчета

Повторное внесение дружественных России стран Азии в Отчет Комиссии содержит следующие оценки и рекомендации:

Таджикистан, включенный в список «стран, вызывающих особую озабоченность», критикуется Комиссией за преследования членов Партии исламского возрождения Таджикистана, признанной террористической Верховным судом Республики Таджикистан (далее – ВС РТ), в 2022 году в РФ она также была признана террористической. Решение ВС РТ было поддержано региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества и Организацией договора о коллективной безопасности.

Рекомендации Комиссии требуют увязать обеспечение «помощи США Таджикистану в сфере безопасности» с требованием реформы закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 марта 2009 г. и проведения обязательных образовательных  курсов для чиновников Таджикистана, которые должны включать «обучение на тему пользы религиозной свободы для противодействия и профилактики экстремизма», а также оказать давление на Душанбе через механизмы ОБСЕ с целью добиться корректировки политики страны в области преследования граждан по религиозным признакам.

При этом в 2023 году Государственный департамент включил Таджикистан в свой список «стран, вызывающих особую озабоченность», но запретил введение санкций против Таджикистана ввиду «требований важных национальных интересов США».

Туркменистан, включенный в список «стран, вызывающих особую озабоченность», обвиняется Комиссией в намеренном замедлении скорости Интернета для граждан республики ввиду якобы присущего государству желания ограничить доступ граждан к независимой информации. В 2023 году Государственный департамент включил Туркмению в свой список «стран, вызывающих особую озабоченность», но запретил введение санкций против Туркменистана ввиду «требований важных национальных интересов США».

Узбекистан, включенный в «список специального наблюдения», согласно заявлениям Комиссии, проводит реакционную политику, не соответствующую ожиданиям США. Так, организация приводит оценки правозащитников, согласно которым «Ш. Мирзиёев выполнил рекомендации международных структур лишь частично, и «отказывается от своих обещаний в сфере религиозной свободы». При этом государственный секретарь США не согласен с подобной оценкой, положительно отозвавшись о прогрессе Ташкента в сфере продвижения международных религиозных свобод.

Комиссия представляет четкий план реформирования правовой системы Узбекистана: «Следует работать с правительством Узбекистана для коррекции Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 5 июля 2021 г. и других нормативно-правовых актов в соответствии со стандартами международного права, включая отмену обязательной регистрации для религиозных объединений, свободную циркуляцию религиозной литературы и разрешение свободно делиться религиозными убеждениями. Также Комиссия предлагает выделить финансирование по линии Агентства на «судебную поддержку отдельным лицам и религиозным общинам, преследуемым в связи с их мирной религиозной деятельностью».

Казахстан, внесенный в «список специального наблюдения», подвергся критике Комиссии за «ограничение активности казахских активистов, которые выступали против геноцида уйгуров и других тюркских мусульман в Синьцзяне (КНР)», наличие «неофициального правила, установленного государством, которое запрещает уйгурским имамам и другим лицам молиться или произносить проповеди на уйгурском и других языках, кроме казахского».

Из всех государств Центральной Азии именно Казахстан стал объектом для наиболее подробных рекомендаций Комиссии. Эксперты рекомендуют правительству США вмешаться в текущий процесс проведения реформ в сфере религии и работу парламента Республики Казахстан, который должен рассмотреть новые правки к закону о религии в 2024 году.

Помимо требований отменить регистрацию религиозных организаций, которые Комиссия выдвинула к Узбекистану, организация советует правительству Казахстана отказаться от любой обязательной оценки религиозных материалов и штрафов за религиозную активность, а также рассмотреть возможность предоставить Казахстану статус страны, с которыми Вашингтон имеет «нормальные торговые отношения», если Астана добьется «значимых успехов в защите свободы вероисповедания или убеждений», включая отмену запрета на выезд граждан, судимых за мирную религиозную активность, в соответствии с поправкой Джексона—Вэника к Закону о торговле США 1974 года, которая действует в отношении Казахстана со времен существования СССР.

В ноябре 2023 г., как сообщает Комиссия, помощник Государственного секретаря в Бюро по делам Южной и Центральной Азии Лу Д. посетил Казахстан в рамках пятого Ежегодного диалога о расширенном стратегическом партнерстве между США и Казахстаном, где была озвучена поддержка США реформам президента Токаева К. и вопросам прав человека.

Российская Федерация в тексте Отчета

Отчет Комиссии по результатам 2023 года уделяет меньше внимания Российской Федерации в выделенной ей секции по сравнению с 2022 годом.

«Несколько других религиозных групп составляют один процент населения или менее, включая протестантов, католиков латинского обряда, свидетелей Иеговы* (прим. - *признана экстремистской организацией в РФ), буддистов, иудеев, индуистов, бахаи, приверженцев учения Фалуньгун* (прим. - *организации этого учении на территории РФ признаны нежелательными), саентологов, членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов), тенгрианцев, членов Международного общества сознания Кришны и последователей коренных религий», — сообщает справочный материал Комиссии.

Комиссия отмечает как репрессии против гражданского общества присвоение статуса иностранного агента бывшему верховному ламе Калмыкии Э. Омбадыкову и бывшему главному раввину г. Москвы П. Гольдшмидту.

Отдельно Отчет Комиссии упоминает запрет «международного движения ЛГБТ» Верховным судом РФ.

При обсуждении ситуации «религиозных меньшинств» составители доклада упоминают международное общественное движение «Аллатра»* (прим. – *признано нежелательным в РФ), религиозную организацию пятидесятников «Новое поколение»* (прим. – *признана нежелательной в РФ), внеденоминационную американскую религиозную организацию «Завет церквей TCCN» (прим. – *признана нежелательной в РФ), оккультно-религиозное учение «Эллэ Аят»*(прим. – *признано экстремистским в РФ), организации учения «Фалуньгун», саентологов и приговор Абдельразеку С. за сожжение Корана.

При обсуждении «разгрома гражданского общества России и подавления инакомыслия» Комиссия упоминает закрытие правозащитной организации «Московская хельсинская группа», группу защитников прав ЛГБТ-сообщества на Северном Кавказе «Кризисная группа СК SOS»* (прим. - *деятельность организации на территории РФ признана нежелательной), украинскую неправительственную организацию «КримSOS» и признание нежелательными изданий «Медуза» и «Новая Газета-Европа».

При обсуждении специальной военной операции Комиссия несколько раз упоминает Украинскую грекокатолическую церковь (запрет деятельности церкви на территории Запорожской области и задержание священников Левицкого И. и Гелеты Б.).

Комиссия называет антисемитизмом заявления В.В.Путина, который назвал президента Украины Зеленского В. «позором еврейского народа», и его слова относительно западных спецслужб, которые «поставили во главе современной Украины человека — этнического еврея», тем самым «прикрывая античеловеческую сущность» украинского государства.

Несмотря на продолжение работы подразделений частной военной компании «Вагнер» в Центральноафриканской Республике, в актуальном докладе Комиссии данная структура более не упоминается, хотя данная организация внесена Государственным департаментом США в собственный список «организаций, вызывающих особую озабоченность» в декабре 2023 г.

Помимо введения дополнительных санкций, Комиссия призывает правительство США выделить больше финансовых средств на поддержку «независимых медиа» и «программ поддержки гражданского общества», которые должны противодействовать «российской дезинформации и антисемитизму», а также поддерживать контакт с «угнетенными религиозными сообществами» России и Украины для сбора информации о текущем положении дел в их сообществах.

Также Россия упоминается Комиссией в следующих контекстах и инцидентах:

  • помощь Туркменистану

    в поимке Бекиева А., обвиняемого в религиозном экстремизме (включен в список «узников совести» Комиссией)

  • продажа оружия Мьянме,

    что, по мнению Комиссии, приводит к увеличению числа военных преступлений и поддержке этно-конфликта в стране

  • отказ от международной изоляции Северной Кореи

    и сотрудничество Москвы и Пхеньяна

  • поддержка Китаем России в проведении СВО на Украине

  • антиизраильские беспорядки на Северном Кавказе

    в которых Россия обвинила Украину и страны Запада, и которые Москва отказалась «осудить данный инцидент как антисемитский»;

  • уничтожение объектов культа

    в ходе проведения специальной военной операции на Украине со ссылками на украинский проект «Religion on Fire» и киевский Институт религиозной свободы

  • помощь Дамаску

    в восстановлении территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, которая сопровождается разрушением гражданской инфраструктуры и уничтожением объектов культа

  • партнерство России с Эритреей,

    которое ставит во главу угла морскую торговую навигацию и создание военных баз

  • международные трансграничные репрессии

    международные трансграничные репрессии

  • действия Киева, направленные на подрыв канонической Украинской православной церкви

    были осуждены Комиссией как нарушение международного права. Это говорит о частичном успехе лоббистов канонической Украинской православной церкви и создании дополнительных политических инструментов воздействия на Киев в случае изменения обстановки вокруг российско-украинского противостояния.

Китайская Народная Республика в тексте Отчета

В соответствии с актуальным антикитайским трендом, развивающимся во внешней политике Вашингтона, Комиссия выступила с резкой критикой внутренней и внешней политики Пекина.

Раздел о Китае сопровождается двумя комментариями от всех членов данной Комиссии. Заявления комиссаров включают в себя обвинения Пекина в насильственном изъятии органов у членов организации «Фалуньгун» и уйгуров, геноцид уйгуров и тибетцев, угрозах атаковать Тайвань и т. п., в связи с чем, по их мнению, требуется ввести полный запрет на китайский лоббизм в США. Маловероятность подобного развития событий в отсутствие форсмажорных обстоятельств в ближайшей перспективе обуславливается нежеланием американских предпринимателей терять прибыль из-за резкого разрыва связей с КНР.

 Комиссия выступает с экономическими рекомендациями к Конгрессу США, объективно находящимися вне пределов ее юрисдикции. Данное действие будет предпринято, когда США и Китай частично завершат процесс размежевания своих экономик в рамках американского импортозамещения и политики «двойной циркуляции», что может вызвать новый виток эскалации на религиозно-дипломатической почве.

Международный альянс религиозной свободы в тексте Отчета

Международный альянс по религиозной свободе (далее – МАРС, Альянс) создан 5 февраля 2020 года администрацией Д. Трампа.  Альянс представляет собой сеть стран-единомышленников, разделяющих американскую концепцию «защиты международной религиозной свободы или убеждений».  Следует отметить, что в докладах Комиссии деятельность Альянса именуется сравнительно недостаточной для активно действующей структуры и свидетельствует о вспомогательной роли данной организации во внешнеполитическом целеполагании США.

В Отчете за 2023 год Комиссия неоднократно рекомендует администрации президента США «сохранять американское лидерство и вовлечение в работу МАРС», что позволяет прогнозировать сохранение руководящей роли в Альянсе за Государственным департаментом США.

В страновых отчетах за 2023 год Комиссия предлагает правительству США координировать работу с МАРС для пресечения проникновения технологий слежки и вооружений в Исламскую Республику Иран и склонять Алжир к взаимодействию с экспертными делегациями структуры «для решения проблем религиозной свободы».

Следует отметить, что единственной темой, которую Комиссия поднимает в связи с МАРС в каждом ежегодном отчете, начиная с 2021 года, является усиление давления против Ирана.


[1] Annual Report of the U.S. Commission on International Religious Freedom/ United States Commission on International Religious Freedom. 1 May 2024. URL: https://www.uscirf.gov/sites/default/files/2024-05/2024%20Annual%20Report.pdf;


[2] МИД Киргизии рекомендовал гражданам временно отказаться от поездок в Россию//Коммерсантъ.URL: https://www.kommersant.ru/doc/6680348