В Москве прошел Академический форум БРИКС (22-24 мая)
На базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» распоряжением Правительства Российской Федерации создан «Экспертный совет по вопросам участия Российской Федерации в объединении БРИКС».
2024 год объявлен годом год председательства России в БРИКС. В числе экспертных мероприятий прошел и Академический форум БРИКС, где ведущими спикерами выступили, в том числе Никита Анисимов, ректор НИУ ВШЭ и Виктория Панова, руководитель Экспертного совета БРИКС – Россия, проректор НИУ ВШЭ, шерпа России в «Женской двадцатке».
Сотрудники Центра религии и права факультета права НИУ ВШЭ приняли участие в сессиях Академического форума, в частности в сессии «Планета многообразия: развивая межцивилизационные связи в БРИКС». Центральным вопросом обсуждения сессии стало гуманитарное и культурное обогащение и стратегическое партнерство перед внешними угрозами суверенитету стран объединения.
Несколько тезисов из выступления директора Центра религии и права Светланы Нуждиной:
локальные цивилизации в том или ином виде соприкасаются с религиозным контекстом во внутриполитической жизни стран, вне зависимости от степени влияния религии на жизнь общества.
рассматривая такой сегмент межцивилизационного сближения как религия, очевидно ее прямое или опосредованное влияние на подходы в экономике, образовании, культуре коммуникации.
так же как и образовательное взаимодействие, обмен достижениями систем образования, науки, культурно-ценностный обмен направлен на качественно лучшее понимание интересов и приоритетов друг друга.
избрав конституционной основой светскую модель государственно-религиозных отношений, Россия закрепила право на свободу каждого гражданина быть верующим или неверующим, а также менять свое мировоззрение неопределенное количество раз, декларировать это или оставлять частью приватности. При этом – получать равный доступ к карьере и образованию вне зависимости от своего выбора.
указав одновременно с этим на особую идеологическую роль крупнейших религий и отдельных конфессий в своей истории, Россия признала их совокупный вклад в госстроительство, включила религиозные идеи в формулу собственной устойчивости как государства, в том числе в пространственном измерении.
отделив историческую роль религии от возможности прямого влияния на современную внутреннюю политику, российское общество признает традиционные духовно-нравственные ценности, сформированные мировыми религиями, заслуживающими обязательной защиты. Это юридически закреплено как стратегический национальный приоритет, подлежащий правовой защите.
постепенно экспертная мысль мигрирует от концепта начала 90-х о примате интересов религиозных объединений над интересами государства (идет активная научная дискуссия, итогом которой становится все более выстроенная государственно-религиозная политика России).
расширившийся БРИКС включил в себя все мировые религии, разнообразие конфессий и течений, религиозных школ, при сохранении уважительного отношения к избранным странами-партнерами по объединению правовым системам регулирования государственно-религиозных отношений.
стремительно нарастающая с 2018 года политизация религии – очевидный вызов традиционным подходам к роли религиозной повестки в межгосударственных отношениях. Если Россия стоит на позиции активной поддержки и развития религиозного знания и образования как самоценности, фактора развития человеческого капитала, не используя религию в политических целях, то давление, оказываемое на Россию в экономической и военной сферах, очевидно включает в себя задействование в том числе религиозных структур. Подобному давлению подвергаются и другие страны БРИКС - Индия, Китай.
очевидна целесообразность обсуждения идеи формирования некоей площадки, в рамках которой страны БРИКС могли бы консолидированно выступать в ответ на попытки внешнего вмешательства в дела любой из них, проводить соответствующие исследования влияния религиозных ценностей на внутреннюю и внешнюю политику, осмыслить синергию традиции и модернизации в интересах БРИКС и всего человечества.