• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспертное мнение Центра религии и права факультета права НИУ ВШЭ: ликвидация греко-католического прихода по решению суда

22 мая в Омском областном суде было удовлетворено административное исковое требование (дело №3а-311/2024) Управления Министерства юстиции по Омской области о ликвидации религиозной организации «Греко-католический приход Покрова Пресвятой Богородицы Католический церкви в городе Омске» (ИНН 5504054149, настоятель – Габриэль Хосе Вергани). В настоящее время Судебный акт не вступил в законную силу и может быть обжалован. Данная местная религиозная организация входит в состав Централизованной религиозной организации «Римско-католическая Преображенская Епархия» в Новосибирске, ординарий – епископ Иосиф Верт.

В январе-феврале 2024 г. правоохранители провели обыски в греко-католическом приходе. По информации одной из структур католиков византийского обряда, приход накануне визита силовиков уже готовился к ликвидации из-за малочисленности общины, состоящей из «украинцев, которые в России живут много лет, потомки ссыльных украинцев в период Советского Союза».

29 мая пресс-секретарь Омского облсуда Аскер Абишов рассказал суть иска, поданного Минюстом 27 февраля 2024 г.:

• В обосновании требований истец указал, что в ходе совместной проверки с прокуратурой в начале 2024 года на предмет соблюдения организацией требований законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных уставом, были выявлены грубые нарушения. В частности, в организации предметом обсуждения становились политические вопросы, в том числе поддержка украинской стороны в ходе проведения СВО. На здании отсутствует полное наименование религиозной организации. 

• Кроме того, в помещении церковного прихода, где проводились богослужения, сотрудниками УФСБ России по Омской области изъята икона, на которой изображены исторические деятели Украины – пособники национализма, участники запрещенной на территории РФ экстремистской организации. Также выявлена немаркированная литература: изъята книга об истории украинских националистов.

• Представители истца ссылались на то, что деятельность прихода создает угрозу общественной безопасности и общественного порядка, ведет к росту социальной напряженности, эскалации конфликтов на межнациональной и религиозной почве.

• Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал, заявил об отсутствии грубых нарушений в деятельности организации.

Изучив материалы дела, судьей было принято решение об удовлетворении искового заявления в полном объеме.

 

Эксперты Центра религии и права НИУ ВШЭ, исследуя причины, механизмы и последствия политизации религиозных идей, обратили внимание на этот сюжет как яркую иллюстрацию потери правовой защиты, предоставляемой российским законодательством любому религиозному объединению при вытеснении вероучительной и богослужебной составляющих политической деятельностью. Целесообразно рассмотреть этот пример с точки зрения причин и следствий перехода религиозной организации от задач распространения веры, обучения последователей и совершения богослужений в плоскость политической деятельности.

Католическая Церковь на протяжении всей своей истории позиционировала себя в качестве единственной Вселенской Церкви. В этом отношении можно смело утверждать, что тенденция к глобализации изначально заключена в традиции римского католицизма. Утрата глобальной духовной монополии воспринималась крайне болезненно и порождала ответную реакцию. Разделение с Восточным Православием спровоцировало униональную политику, направленную на поглощение восточных христиан. Наиболее рельефно эта политика осуществлялась на Украине.

Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) является наследницей Русской униатской церкви, именуемой также Митрополией (Верховной архиепископией) Киевской, Галицкой и всея Руси, возникшей в 1596 году в результате заключения Брестской унии. На протяжении всего существования УГКЦ ее идеи и структуры находились в противостоянии с Православной Церковью, опираясь на идеи национализма, осознании себя «церковью украинцев».

Подобный отход от классической христианской традиции как Востока, так и Запада закономерно проявил себя в новейшей истории.

Украинская греко-католическая церковь всегда активно участвовала в политических процессах украинизации и дерусификации общества, в том числе через активное участие в военных действиях. В настоящее время такая деятельность имеет ярко выраженную антироссийскую составляющую, что отражается в позициях, принимаемых церковью и ее главой, а также в действиях и риторике юридически неаффилированных, но находящихся в фактической идейной и иерархической подчиненности, религиозных объединений греко-католиков в России.

В качестве иллюстрации приведем несколько примеров из общественно-политической жизни Украины, а также высказываний руководителей и иных представителей УГКЦ.

Согласно украинским источникам, несмотря на то, что униаты составляли менее 10% населения Украины в 2018 году и 7% состава Вооруженных сил Украины, 22% зарегистрированных капелланов в зоне АТО принадлежали к этой деноминации.

Представители УГКЦ выражают поддержку Вооруженным Силам Украины, оказывают помощь в техническом обеспечении и проводят церемонии награждения военнослужащих, демонстрирующих символику дивизии СС «Галичина».

УГКЦ активно заявляет о готовности выступать переговорщиками с гражданским обществом, религиозными и некоммерческими организациями стран Запада. Так, от имени структуры неоднократно поступали обращения к Папе Римскому Франциску, призывающие помочь Украине убедить страны НАТО закрыть небо над страной и заставить понтифика пересмотреть свою позицию по отношению к России. Также лидер УГКЦ призывал игнорировать слова Франциска о «белом флаге» и необходимости переговоров с Россией.

Лоббизм украинских греко-католиков направлен на истеблишмент США, в том числе на членов Республиканской партии, критически относящихся к безоговорочной поддержке Киева. Следует отметить, что Украинский католический университет (подведомственное УГКЦ учреждение высшего образования) в 2018– 2019 гг. получил более 2 млрд. долларов США из бюджета Вашингтона. Генеральный директор Американской международной финансовой корпорации развития (DFC) Скотт Натан в декабре 2022 г. подписал соглашение о выделении гранта в размере 460 000 долларов для поддержки Украинского католического университета (УКУ) в Западной Украине[1].

В 2024 г. епископы УГКЦ встретились со спикером Палаты представителей США Майком Джонсоном. В ходе встречи епископы акцентировали внимание на необходимости предоставить Украине пакет помощи ВСУ.

С началом специальной военной операции на Украине, униаты принимают участие в давлении на каноническую Украинскую православную церковь, при этом активно продвигая тезис, что именно Россия является врагом религиозной свободы[2].

Члены Синода УГКЦ считают, что «новая российская тирания XXI века напоминает тоталитаризм XX века, прежде всего своим безжалостным противодействием свободе и достоинству человека»[3].

Следует отметить, что в современном обществе религиозные традиции характеризуются внутренней недостаточностью (дефициентностью). Соответственно, верующие и их духовные лидеры в разной степени осознают эту дефициентность и стремятся к ее компенсации. Конкретные формы компенсации определяются особенностями той или иной религиозной традиции.

Основной формой компенсации дефициентности религиозной традиции является ее политизация. Этот процесс разворачивается в двух основных направлениях:

С одной стороны, религиозная картина мира, выстроенная в строгом соответствии с вероучением целенаправленно или/и спонтанно подменяется религиозно окрашенной политической идеологией. Это коренным образом связанно с тем, что традиционная картина мира вступает в противоречие с реальностью и может эффективно поддерживаться лишь небольшой частью людей, позиционирующих себя в качестве приверженцев той или иной конфессии. Это существенно сокращает социальную базу конкретной религии и ставит под вопрос ее право на привилегированный социальный статус. Политизация существенно расширяет социальную и экономическую базу религиозной традиции, создавая в глазах общества и государства иллюзию широкой представленности и социальной значимости, что создает условия для поиска преференций.

С другой стороны, для сохранения традиционного привилегированного статуса необходима определенная степень политизации. Как правило, современный социально-экономический статус конфессий не соответствует их историческому положению. Иногда конфессия (например, УГКЦ) не может полноценно функционировать в наличном законодательно определенном статусе, что требует компенсации, которая осуществляется путем политизации доктрины и социальных практик. В таких случаях происходит трансформация определенных вероучительных положений в политические программы, характер которых обусловлен внутренними особенностями и внешними обстоятельствами функционирования конкретной религиозной традиции. В тех случаях, когда религиозная традиция имеет культурообразующий характер, формируется позитивная, по отношению к государству, политическая программа. В иных случаях такая программа может носить негативный по отношению к государству характер. Некоторые новые религиозные движения изначально формируются как общественно деструктивные.

В самом процессе политизации религиозных традиций можно выделить два основных источника:

С одной стороны, можно говорить о внутренней политизации, обусловленной объективной дефициентностью и необходимостью ее компенсации. Это естественных процесс, однако его спонтанное протекание может привести к негативным последствиям для общества и государства. В данном случае необходимо системное управление этим процессом со стороны государства в направлении национализации религиозных идеологий.

C другой стороны, имеет место внешняя политизация, обусловленная следующими факторами:

Объективный фактор состоит в психологически девиантной трансформации религиозных деятелей, которые под воздействием избытка власти или, наоборот, в условиях жесткого подавления начинают продуцировать негативные по отношению к государству и обществу политические идеи, которые впоследствии могут породить и уже порождают оппозиционные программы.

Субъективный фактор состоит в прямой инспирации негативной политизации религиозных традиций со стороны зарубежных акторов, в том числе в лице властных структур иностранных государств. Если в случае внутренней политизации достаточно государственного управления процессами, то внешняя политизация должна предполагать активное противодействие со стороны государства.

С учетом сказанного, полагаем, что в настоящее время назрела потребность в формировании единой официальной стратегии государственно-религиозных отношений, наполнении актуальными смыслами конституционного принципа светскости, поиске и внедрении созидательных и полезных обществу практик управления государственно-религиозными и этнорелигиозными отношениями.