• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты Центра религии и права НИУ ВШЭ провели полевое исследование религиозности в зоне СВО и центрах реабилитации и оценили перспективы совершенствования профильного законодательства

В ходе исследования опрашиваемым задавался, в том числе, вопрос о перспективах внедрения института военного духовенства. Подобную инициативу поддержало бы большинство респондентов.

В текущей интерпретации норм действующего законодательства при воинских частях созданы должности «помощников командира воинской части по работе с верующими военнослужащими».

В соответствии с Приказом Минтруда России от 10.05.2016 № 225н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (далее - Приказ Минтруда России от 10.05.2016 № 225н) должность помощника командира (руководителя) воинской части (организации) по работе с верующими военнослужащими подразумевает выполнение лицом, занимающим такую должность, богослужений, церемоний, обрядов.

Сложность реализации заключается в разграничении статуса военного священнослужителя (иногда используется термин «капеллан») от статуса военнослужащего. Существует позиция, что в случае соединения двух описанных выше статусов в рамках одной должности, лица их замещающие становятся комбатантами, несмотря на то, что священнослужители таковыми не могут являться по определению. Юридически, задействуя пробелы в интерпретации пункта о должностных обязанностях помощника командира воинской части по работе с верующими военнослужащими Приказа Минтруда России от 10.05.2016 № 225н, лицо на время замещения указанной должности не является представителем религиозной организации. Тем самым осуществляется обход принципа отделения религиозных объединений от государства через указание на то, что лицо к моменту замещения должности должно иметь 5 лет «религиозного стажа». Иными словами, «религиозный стаж» через применение фикции трансформируется в светский. Религиозные компетенции целиком и полностью зависят от ритуального посвящения, когда религиозная «должность» [священнослужитель] определяет компетенции лица, в отличие от должности, прописываемой в квалификационном справочнике, где на основе анализа имеющихся у лица компетенций определяется возможность занимать светскую должность. Таким образом, за обретением лицом религиозной «должности» следует появление у него компетенций для осуществления обрядов, церемоний, богослужений, необходимых для назначения на светскую должность. Последняя априори подразумевает наличие компетенций, источником которой выступает сам человек, но не его должность в другой системе координат. Именно этот аспект скрыт в Приказе Минтруда России от 10.05.2016 № 225н; должность помощника подразумевает наличие у лица, ее замещающего, компетенций, не связанных с религиозным статусом. В случае введения должности военного священнослужителя описываемый выше аспект, вероятно, будет сформулирован в терминах и рамках нормативного документа что подтвердит замещение светской должности лицом, чьи компетенции основаны на должности религиозной. В некотором смысле это допустимо толковать как нарушение конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства, поскольку источником религиозной должности во всех случаях является религиозное объединение. Разрешить эту дилемму еще предстоит, поскольку на текущий момент заключение трудовых договоров на выполнение т.н. священнических действий затруднено в силу ст. 3, 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Минобороны России обращает внимание на ряд проблем, затрагивающих деятельность военных священнослужителей:

  • установление статуса помощника по работе с верующими военнослужащими на законодательном уровне;
  • выделение отдельной статьи в лимите бюджетных обязательств для расходов на работу с верующими военнослужащими;
  • выделение в распорядке дня времени для проведения работы с верующими военнослужащими[1].

Следует отметить, что в августе 2024 г. было публично анонсировано о готовности приказа[2], регулирующего процедуру предоставления выплат для военных священнослужителей [юридически: волонтеры и помощники на общественных началах], которые пострадали или отдали жизнь в зоне специальной военной операции.

В рамках реабилитационного процесса военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, следует дать оценку норме Федерального закона от 08.08.2024 № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”», в соответствии с которой Министерство здравоохранения России наделяется полномочием по «утверждению общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций и религиозных организаций, входящих в их структуру, в целях совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемонии в медицинских организациях», включая подведомственные Министерству обороны России (в места, где военнослужащие проходят реабилитацию; как правило это лечебно-профилактические учреждения, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности и, следовательно, являющиеся медицинскими организациями).

Министерству здравоохранения Российской Федерации еще только предстоит сформировать порядок допуска священнослужителей в подведомственные Министерству учреждения (обсуждаемая выше поправка вступит в действие только с 01.03.2025), на данный момент такой порядок еще не разработан.

Следует не согласиться с трактовкой отдельными представителями религиозных объединений вышеуказанной новеллы о допуске в медицинские учреждения представителей исключительно традиционных религий России. К примеру, в одном из комментариев указывалось, что «эти требования касаются исключительно священнослужителей централизованных религиозных организаций и религиозных организаций, входящих в их структуру». Священнослужители, не относящиеся к традиционным конфессиям, а также лица, чей священнический сан не подтвержден, не будут допускаться к пациентам в целях совершения религиозных обрядов» - такая интерпретация носит политизированный характер и неочевидна из прочтения нормы закона.

В этой связи интерес представляет постановка вопроса в следующей формулировке: в ЕГРЮЛ зарегистрирована Централизованная религиозная организация шаманов (например), допустимо ли участие шаманов данной централизованной религиозной организации в проведении обрядов в учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации?

С позиции Федерального закона от 08.08.2024 № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"» ответ будет положительным.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определено, что в равной степени уважаемы «христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Таким образом, представители любой централизованной религиозной организации имеют право на посещение медицинских и реабилитационных учреждений для проведения обрядов и церемоний, оказания духовной поддержки.

Следует отметить, что в первоначальной редакции законопроекта отсутствовали нормы о допуске священнослужителей. Данные правки были внесены в Государственную Думу Российской Федерации на этапе второго чтения законопроекта депутатами В.А. Даванковым («Новые люди»), А.В. Жуковым («Единая Россия»)[3] (пояснительные комментарии отсутствуют в публичном доступе).

В заключении Комитета по социальной политике Совета Федерации указывается, что «изменениями в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обеспечивается возможность посещения пациента священнослужителем. При этом Министерство здравоохранения Российской Федерации наделяется полномочиями по утверждению общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций и религиозных организаций, входящих в их структуру, в целях совершения богослужений, религиозных обрядов и церемоний в медицинской организации».

Введение нового порядка допуска священнослужителей в частности в реабилитационные учреждения, согласно поправкам, несет ряд значительных преимуществ как для пациентов, так и для всей системы реабилитации пациентов в целом. Установление общих требований к организации посещения священнослужителей позволяет создать единые стандарты, что делает процедуру более удобной и прозрачной как для пациентов и их родственников и близких, так и для медицинского персонала. Это поспособствует снижению вероятности возникновения недоразумений и конфликтов между реабилитационными учреждениями и религиозными организациями.

Закон также способствует более тесному сотрудничеству медицинских учреждений и религиозных организаций, может привести к формированию совместных программ поддержки пациентов.