• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенческая ирония как метод анализа современной религиозной журналистики

В то время как серьезные исследователи религии годами корпят над научными трудами, «Московский Комсомолец в Питере» внезапно порадовал нас сенсационным "расследованием" о протестантских организациях Санкт-Петербурга. С присущим бульварной прессе энтузиазмом, издание обнаружило "зловещий заговор" с использованием цитат Пушкина. Речь идет о статье: «Жителей Петербурга заманивают в секты при помощи Пушкина»[1]

«По почтовым ящикам северной столицы в последние дни распространяются листовки, на первый взгляд, довольно невинного содержания: на обложке – цитата Александра Сергеевича о Библии, на развороте — цитаты из Ветхого и Нового Заветов о покаянии, милосердии и справедливости, на обороте — молитва для покаяния и несколько адресов и номеров телефонов. Вот только по указанным адресам находятся не церкви, а помещения в бизнес-центрах Петербурга и области.

Журналисты "МК" провели расследование и выяснили, что листовки принадлежат двум церквам неопятидесятников - "Благословение" и "Неемия", которые, по словам известного сектоведа Александра Дворкина, являются именно сектами. Само использование авторитета такой величины, как Пушкин, это элемент вербовки, обмана: они цитируют русского классика, значит, люди подумают, что это нормальная, хорошая организация

20 лет назад лидеры неопятидесятников сыграли ключевую роль в "оранжевой революции" на Украине, напоминает Дворкин. С тех пор целый ряд подобных организаций в России были признаны нежелательными или даже запрещены».

Особенно впечатляет исследовательский инструментарий наших коллег-журналистов: изучение содержимого почтовых ящиков, анализ адресов в бизнес-центрах, привлечение экспертного мнения одного специалиста, обязательная отсылка к событиям двадцатилетней давности.

Примечательно, что студенческая аудитория НИУ ВШЭ проявила завидное чувство исторической перспективы, проведя остроумную параллель с античной публицистикой. Удивительно, как спустя два тысячелетия риторические приемы остаются неизменными. Достаточно сопоставить современную статью о "сектах" с античными обвинениями против христиан.

Студенты НИУ ВШЭ в ответ на статью Московского Комсомольца предложили следующую античную зарисовку.

Издание "Римские ценности"

Жителей Рима вербуют в секты при помощи Платона.

На торговых площадях столицы ойкумены орудует секта "христиан". Известный сектовед Кир Ἀλέξανδρος, заявляет, что они используют авторитет божественного Платона: "они цитируют, значит, люди подумают, что это нормальная, хорошая организация".

20 лет назад их лидер был казнён за призывы к "еврейской революции" на окраине в провинции Палестины, напоминает Ἀλέξανδρος.

Уже Тертуллиан, отвечая на подобные обвинения, писал:

1. Итак, сделав как бы предисловие для порицания несправедливости общественной ненависти к нам, начну уж защищать дело невинное, и не только отвергну то, в чем нас обвиняют, но и обращу это на самих обвинителей, чтобы отсюда люди знали, что христиане не имеют того, что, как им известно, есть у них самих, и чтобы они устыдились, обвиняя, не говорю, худшие – лучших, но по крайней мере равные – равных себе.

2. Мы будем отвечать отдельно на все то, что, как говорят, мы делаем тайно, но что, как мы знаем, совершают явно те самые, которые нас считают злодеями, лжецами, людьми, достойными осуждения, посмеяния. Когда наша истина дает отказ всему, то против нее, наконец, выставляется авторитет законов.

3. Говорят: после законов не должно делать рассуждений; хочешь, не хочешь, а повиновение им должно предпочитать самой истине. Поэтому я с вами, как хранителями законов, вступлю в прения о законах.

4. Во-первых, какое жестокое постановление вы делаете, говоря: «вам не позволяется быть». И это вы предписываете без всякого гуманного рассуждения; вы объявляете насилие и несправедливую тиранию, если утверждаете, что нам не дозволено быть потому, что так вам угодно, а не потому, что того требует долг.

Сегодня мы наблюдаем схожую риторику в медийном пространстве: те же обвинения в манипуляции авторитетами, те же отсылки к политическим событиям прошлого, то же стремление к запретительным мерам без глубокого анализа явления.

Поверхностное освещение религиозной тематики массовыми изданиями зачастую демонстрирует непонимание сложности государственно-конфессиональных отношений в современной России. Подобные Московскому Комсомольцу публикации игнорируют тот факт, что взаимодействие государства и религиозных организаций требует учета множества факторов: исторически сложившегося межконфессионального баланса, конституционных принципов свободы совести, культурно-национальных особенностей различных регионов и, конечно, современных социально-политических реалий. Журналистам массовых изданий следует проявлять большую осмотрительность при подготовке материалов на столь чувствительную тематику и возможно, молодому поколению стоит доверить написание следующего религиоведческого "исследования" - результат может оказаться куда более профессиональным.

 

 

[1] Петербуржцев Пушкиным заманивают в религиозные организации. Эксперт по сектоведению рассказал, как не стать жертвой культа // МК в Питере: офиц. сайт. Режим доступа: https://spb.mk.ru/social/2024/12/02/peterburzhcev-pushkinym-zamanivayut-v-religioznye-organizacii.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch (дата обращения: 06.12.2024).