Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 417, 419, 420
Тел.: 8 (495) 772 95 90 вн. 22842; 23033
E-mail: techlaw@hse.ru
nshipina@hse.ru
(495) 772 95 90 вн. 22755
Департамент права цифровых технологий и биоправа учрежден в 2021 году в целях: реализации основных и дополнительных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров права; подготовки новых научных кадров для высшей школы по программе аспирантуры; реализации исследовательских и прикладных проектов. Учебные дисциплины, реализуемые преподавателями департамента, охватывают цифровое право, биологическое право и смежные с ними вопросы интеллектуальной собственности.
Будник Р. А., Войниканис Е. А., Дейнеко А. Г. и др.
Юрайт, 2025.
Журнал российского права. 2025. Т. 29. № 3. С. 35-52.
В кн.: Информационное право : учебник для вузов. Издание 3-е, переработанное и дополненное. Юрайт, 2025. Гл. 4. С. 199-246.
Терешин М. В.
Preprints.ru. . НЭИКОН, 2022
Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 417, 419, 420
Тел.: 8 (495) 772 95 90 вн. 22842; 23033
E-mail: techlaw@hse.ru
nshipina@hse.ru
(495) 772 95 90 вн. 22755
Круглый стол открыл Евгений Дискин, организатор мероприятия и старший научный сотрудник Международной лаборатории цифровой трансформации в государственном управлении ИГМУ НИУ ВШЭ, к.ю.н. В своем вступительном слове он представил обзор текущего состояния и перспектив регулирования игровой индустрии в Российской Федерации, задав тон дискуссии и подчеркнув необходимость комплексного подхода к правовому регулированию новых технологий.
В центре внимания круглого стола оказались ключевые проблемы, возникающие на стыке виртуальной реальности и действующего законодательства. Особый интерес вызвало выступление Наталии Ковалевой, со-модератора круглого стола, руководителя департамента и профессора Департамента права цифровых технологий и биоправа Факультета права НИУ ВШЭ, д.ю.н., профессора. В своем докладе «Регуляторный ландшафт и виртуальные миры: проблемы и перспективы» Наталия Николаевна подробно рассмотрела существующие правовые рамки и вызовы, стоящие перед регуляторами в условиях стремительного развития виртуальных миров. Она отметила, что необходимо не только адаптировать существующее законодательство, но и разрабатывать новые правовые инструменты для адекватного реагирования на уникальные особенности VR-пространства.
Продолжила дискуссию Оксана Солдаткина, доцент Департамента права цифровых технологий и биоправа Факультета права НИУ ВШЭ, к.ю.н., заместитель академического руководителя образовательной программы «ЛигалТех / Legal Tech». Ее доклад «Несовершеннолетние и видеоигры: защищать или дать свободу?» поднял острые вопросы о балансе между защитой прав несовершеннолетних в игровой среде и обеспечением их свободы самовыражения и развития. Оксана Леонидовна обозначила неоднозначность существующих подходов и призвала к выработке четких критериев и механизмов защиты детей в виртуальном пространстве, не ограничивающих при этом их познавательный и творческий потенциал.
Практические аспекты правоприменения в игровой индустрии были затронуты в выступлении Марины Комашко, доцента Факультета права НИУ ВШЭ, к.ю.н. В докладе «Расследование хищения внутриигрового имущества: проблемы и комментарии» Марина Николаевна проанализировала сложности, возникающие при квалификации и расследовании правонарушений, связанных с виртуальной собственностью. Она поделилась практическими примерами и обозначила пробелы в законодательстве, препятствующие эффективной борьбе с киберпреступностью в игровой сфере.
В докладе Владислава Силкина, старшего преподавателя Департамента права цифровых технологий и биоправа НИУ ВШЭ, к.ю.н., были рассмотрены возможности и риски применения игровых механик в государственном управлении, акцентировав внимание на правовых ограничениях и этических аспектах геймификации публичных услуг и процессов.
В работе круглого стола также приняли участие:
Елена Юрьевна Янчук, независимый исследователь, журналист, депутат Московской городской Думы VII созыва, поделившаяся своим видением на социальные и политические аспекты развития игровой индустрии и ее регулирования.
Роман Львович Лукьянов, управляющий партнер юридической компании Semenov&Pevzner, член комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям РСПП, представивший экспертную оценку вопросов интеллектуальной собственности и экономического регулирования игровой индустрии с позиции бизнеса.
Александр Владимирович Кузьменко, журналист, независимый эксперт по интернет-технологиям, ранее главный редактор и издатель журнала «Игромания», а также руководитель проекта Игры.Mail.Ru, обогативший дискуссию своим многолетним опытом в игровой журналистике и глубоким пониманием требований и тенденций игрового рынка.
Алексей Сергеевич Салин, преподаватель курса «Введение в исследования видеоигр» Школы дизайна НИУ ВШЭ, к.ф.н., представивший академический взгляд на культурное и социальное влияние видеоигр и необходимость учета этих факторов при правовом регулировании.
Участники круглого стола отметили высокую актуальность поднятых вопросов и продуктивность дискуссии. По итогам мероприятия планируется подготовить рекомендации для органов государственной власти и представителей игровой индустрии, направленные на совершенствование правового регулирования виртуальной реальности и игровой индустрии в России.