Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 417, 419, 420

Тел.: 8 (495) 772 95 90 вн. 22842; 23033

E-mail: techlaw@hse.ru

Руководство
Департамент права цифровых технологий и биоправа: Руководитель департамента Ковалева Наталия Николаевна
Департамент права цифровых технологий и биоправа: Заместитель руководителя департамента Жирнова Наталья Александровна
Менеджер Арутюнова Тамара Робертовна

tarutyunova@hse.ru
(495) 772 95 90 вн. 22842

Специалист по учебно-методической работе Шипина Наталья Анатольевна

nshipina@hse.ru
(495) 772 95 90 вн. 22755

Контакты

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 417, 419, 420

Тел.: 8 (495) 772 95 90 вн. 22842; 23033

E-mail: techlaw@hse.ru

Руководство
Департамент права цифровых технологий и биоправа: Руководитель департамента Ковалева Наталия Николаевна
Департамент права цифровых технологий и биоправа: Заместитель руководителя департамента Жирнова Наталья Александровна
Менеджер Арутюнова Тамара Робертовна

tarutyunova@hse.ru
(495) 772 95 90 вн. 22842

Специалист по учебно-методической работе Шипина Наталья Анатольевна

nshipina@hse.ru
(495) 772 95 90 вн. 22755

Виртуальная реальность требует реального права: В ВШЭ обсудили вопросы регулирования игровой индустрии в VR

19 марта 2025 г. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) стал центром притяжения для экспертов и практиков в области права и игровой индустрии. В стенах университета состоялся круглый стол на тему «Виртуальная реальность и реальное право: регулирование игровой индустрии», посвященный актуальным вопросам правового поля в быстроразвивающемся мире VR-игр.

Виртуальная реальность требует реального права: В ВШЭ обсудили вопросы регулирования игровой индустрии в VR

Круглый стол открыл Евгений  Дискин, организатор мероприятия и старший научный сотрудник Международной лаборатории цифровой трансформации в государственном управлении ИГМУ НИУ ВШЭ, к.ю.н. В своем вступительном слове он представил обзор текущего состояния и перспектив регулирования игровой индустрии в Российской Федерации, задав тон дискуссии и подчеркнув необходимость комплексного подхода к правовому регулированию новых технологий.

В центре внимания круглого стола оказались ключевые проблемы, возникающие на стыке виртуальной реальности и действующего законодательства. Особый интерес вызвало выступление Наталии  Ковалевой, со-модератора круглого стола, руководителя департамента и профессора Департамента права цифровых технологий и биоправа Факультета права НИУ ВШЭ, д.ю.н., профессора. В своем докладе «Регуляторный ландшафт и виртуальные миры: проблемы и перспективы» Наталия Николаевна подробно рассмотрела существующие правовые рамки и вызовы, стоящие перед регуляторами в условиях стремительного развития виртуальных миров. Она отметила, что необходимо не только адаптировать существующее законодательство, но и разрабатывать новые правовые инструменты для адекватного реагирования на уникальные особенности VR-пространства.

НИУ ВШЭ

Продолжила дискуссию Оксана Солдаткина, доцент Департамента права цифровых технологий и биоправа Факультета права НИУ ВШЭ, к.ю.н., заместитель академического руководителя образовательной программы «ЛигалТех / Legal Tech». Ее доклад «Несовершеннолетние и видеоигры: защищать или дать свободу?» поднял острые вопросы о балансе между защитой прав несовершеннолетних в игровой среде и обеспечением их свободы самовыражения и развития. Оксана Леонидовна обозначила неоднозначность существующих подходов и призвала к выработке четких критериев и механизмов защиты детей в виртуальном пространстве, не ограничивающих при этом их познавательный и творческий потенциал.

Практические аспекты правоприменения в игровой индустрии были затронуты в выступлении Марины  Комашко, доцента Факультета права НИУ ВШЭ, к.ю.н. В докладе «Расследование хищения внутриигрового имущества: проблемы и комментарии» Марина Николаевна проанализировала сложности, возникающие при квалификации и расследовании правонарушений, связанных с виртуальной собственностью. Она поделилась практическими примерами и обозначила пробелы в законодательстве, препятствующие эффективной борьбе с киберпреступностью в игровой сфере.

НИУ ВШЭ

В докладе  Владислава  Силкина, старшего преподавателя Департамента права цифровых технологий и биоправа НИУ ВШЭ, к.ю.н., были рассмотрены возможности и риски применения игровых механик в государственном управлении, акцентировав внимание на правовых ограничениях и этических аспектах геймификации публичных услуг и процессов.

В работе круглого стола также приняли участие:

Елена Юрьевна Янчук, независимый исследователь, журналист, депутат Московской городской Думы VII созыва, поделившаяся своим видением на социальные и политические аспекты развития игровой индустрии и ее регулирования.
Роман Львович Лукьянов, управляющий партнер юридической компании Semenov&Pevzner, член комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям РСПП, представивший экспертную оценку вопросов интеллектуальной собственности и экономического регулирования игровой индустрии с позиции бизнеса.
Александр Владимирович Кузьменко, журналист, независимый эксперт по интернет-технологиям, ранее главный редактор и издатель журнала «Игромания», а также руководитель проекта Игры.Mail.Ru, обогативший дискуссию своим многолетним опытом в игровой журналистике и глубоким пониманием требований и тенденций игрового рынка.
Алексей Сергеевич Салин, преподаватель курса «Введение в исследования видеоигр» Школы дизайна НИУ ВШЭ, к.ф.н., представивший академический взгляд на культурное и социальное влияние видеоигр и необходимость учета этих факторов при правовом регулировании.
Участники круглого стола отметили высокую актуальность поднятых вопросов и продуктивность дискуссии. По итогам мероприятия планируется подготовить рекомендации для органов государственной власти и представителей игровой индустрии, направленные на совершенствование правового регулирования виртуальной реальности и игровой индустрии в России.