• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

5. Письменные работы

Чтобы студенты систематически готовились к занятиям, мы используем меры текущего контроля. В частности, даем им письменные работы. А чтобы письменная работа студентов не обесценивалась до поиска и компиляции чужих работ неоднозначного качества, преподаватель должен тренировать их навык письма и давать обратную связь.

В каждом модуле, не содержащем экзамен, у студентов должна быть хотя бы одна письменная работа с обратной связью от преподавателя.

Формы письменных работ

Принятые формы письменных работ:

  1. Правовое заключение, эссе, меморандум;
  2. Тест или контрольный срез знаний;
  3. Групповой проект;
  4. Реферат;
  5. Коллоквиумы и т.п.

Студент должен четко понимать жанровые особенности разных письменных работ. В идеале, на протяжении курса студент должен попробовать себя и в академическом, и в деловом юридическом письме.

Стоит уделять внимание технике и стилистике юридического письма, правилам структурирования и оформления текстов. Следует показывать студентам качественные юридические тексты.

В первую очередь мы рекомендуем использовать правовое заключение или эссе. Именно они формируют у студента навыки аргументации и юридического письма. Количество эссе и требования к объему можно варьировать по мере изучения дисциплины.

Групповые проекты (дебаты, деловую игру, совместную презентацию) можно проводить, если можно оценить степень участия каждого студента. В противном случае возникает т.н. «проблема безбилетника», когда всю работу выполняют самые активные и добросовестные студенты, а остальные не прилагают усилий и получают такую же оценку.

Оценивание письменных работ

Письменная работа, получившая отличную оценку, должна соответствовать всем требованиям, как по содержанию, так и по форме.

К формальным критериям, в частности, относятся:

  1. требования к формату файла, указанию автора, способу отправки 

    работы;
  2. язык и стиль написания работы;
  3. шрифт, интервал, форматирование текста;
  4. оформление ссылок.

Если работа написана безупречно, но не отвечает формальным требованиям, оценку за нее необходимо снизить. Юрист должен ответственно относиться к форме и внешнему виду документа, который он готовит для проверки.

Для письменных работ устанавливается крайний срок сдачи (дедлайн). Работу, присланную позже дедлайна, преподаватель либо не зачитывает, либо существенно снижает за нее балл.

При проверке письменных работ преподаватель обязан сообщить академическому руководителю о каждом факте плагиата, парафраза, подлога и иных нарушениях академической этики. Студенту при этом выставляется оценка «0», он привлекается к дисциплинарной ответственности (см. раздел «Борьба с плагиатом»).

Обратная связь

По итогу проверки письменной работы преподаватель должен дать каждому студенту обратную связь: указать на достоинства и недостатки работы, предложить пути дальнейшего развития. Это может быть короткий письменный комментарий или устный разбор наиболее типичных ошибок студентов.

Устный разбор рекомендуется проводить с обезличиванием работ.

На больших потоках, особенно на старших курсах, преподаватель может внедрять систему взаимного оценивания (peer review) с четким порядком анонимизации и распределения работ между студентами. Преподаватель должен разъяснить студентам критерии и сроки оценивания. Студенты, не удовлетворенные результатами взаимного оценивания, могут передать работы на перепроверку преподавателю.

5.1. Письменные экзамены

Любая оцениваемая активность, которая проводится в сессионную неделю, называется экзаменом. Мы рекомендуем проводить экзамены в письменной форме.

Устный экзамен «по билетам» остается доминирующей формой оценивания во многих российских вузах. Достоинством устного экзамена является его гибкость, возможность задать уточняющие или дополнительные вопросы, которые позволяют оценить реальный уровень знаний студента.

Но устная форма экзамена имеет и существенные недостатки:

  1. Этот формат ориентирует студента на запоминание материала в ущерб развитию таких компетенций и навыков как юридическое письмо, критическое мышление, поиск неординарных решений правовой проблемы и т.п.
  2. Из-за широкой дискреции экзаменатора возможно несправедливое оценивание, особенно если преподаватель знаком со студентами или настолько утомлен долгим экзаменом, что не в состоянии сохранять объективность.

Письменная форма экзамена объективнее (особенно если работы анонимны) и развивает у студента необходимые навыки.

Если дисциплина предполагает развитие навыков критического мышления, юридической аргументации и публичного выступления, то можно прибегнуть к смешанному формату экзамена, включающему как письменную (мини-эссе, решение задачи и т.п.), так и устную части (короткая презентация выводов из письменной части).

В зависимости от уровня сложности и образовательных целей, письменный экзамен может проводится в форматах «closed book» (без доступа к правовым источникам) или «open book» (с доступом к правовым источникам).

Формат «closed book» подходит для младших курсов, где студент должен понимать базовые правовые конструкции, принципы и общую логику права.

Для старших курсов имеет смысл переходить на формат «open book», выбирать более сложные, приближенные к работе казусы. Студент должен показать всесторонний критический анализ и собственную оценку, основанную на юридических аргументах, а не воспроизведении норм права.

Перечень источников, которыми можно пользоваться, должен быть указан преподавателем.

Если работа проводится в формате closed book, вопросы надо формулировать так, чтобы студент не смог найти ответ в интернете. Например, можно предложить высказать аргументированную позицию по спорному вопросу, написать заключение на узкую тему или проанализировать конкретный кейс. Мы рекомендуем делать не менее 4 вариантов заданий для письменной работы.

Вопросы к экзамену

В письменном экзамене могут быть открытые и закрытые вопросы. Преподаватель может комбинировать их, чтобы сбалансировать экзамен.

Если лекции и семинары ведут разные преподаватели, вопросы для письменной работы нужно согласовать. Лектор также должен принимать участие в проверке.

Необходимо заранее сообщить студентам о типе вопросов. Список конкретных вопросов сообщать необязательно. Можно также очертить список тем, которые будут проверяться.

Мы предпочитаем проводить экзамен в форме эссе. Такая форма позволяет проверить не только глубину знаний и понимания материала, но и способность видеть правовые проблемы, применять нормы и принципы к окружающей действительности, структурированно аргументировать свою позицию и грамотно излагать ее.

В отличие от открытых вопросов, которые предполагают простое описание правовых конструкций, эссе предполагает аргументированные размышления и критический анализ.

Поясним на примерах. Примеры открытых вопросов:

  • Административно-правовые отношения;

  • Понятие и виды административных правонарушений.

Пример вопроса для эссе:

Представьте, что в Государственную Думу внесен законопроект об установлении административной ответственности за кормление голубей в публичных пространствах (площадях, скверах, парках и проч.).

  • Соответствует ли действие, за которое предлагается ввести ответственность, признакам состава правонарушения?
    Ответ обоснуйте.

  • Сформулируйте норму, которая могла бы быть включена в описанный законопроект и соответствовала бы базовым требованиям юридической техники.

Что нужно сделать, чтобы эссе как форма контроля было продуктивным?
  • Заранее сообщить студентам понятные, детальные критерии оценивания.

  • Предварительно ознакомить студентов с форматом эссе.

  • В идеале преподаватель должен провести несколько «тренировок» с подробной обратной связью.

  • Не давать слишком сложные вопросы, которые выходят за рамки пройденного материала.

Мы рекомендуем давать студенту не 1ؘ–2, а 3–4 вопроса, чтобы исключить элемент везения и удостовериться, что он равномерно владеет всем материалом курса.

Можно разрешить студенту самому выбрать вопросы, но так, чтобы при этом покрывалась значительная часть курса (например, 4 из 6 вопросов, но не 1 из 4).

Организация экзамена

Письменный экзамен не может длиться дольше 2 пар с момента получения задания, а устный — дольше 1 пары. Экзамен не может начинаться раньше 9.00 и заканчиваться позже 21.00.

Независимо от формы экзамена основная его цель – не проверка знаний студента, т.е. способности максимально точно воспроизвести изученный материал. Основная цель — проверка компетенций, т.е. умения применять полученные знания к конкретным ситуациям, мыслить аналитически, аргументировать свою позицию и предлагать собственные решения проблем.

Преподаватель должен разработать и заранее направить студентам формализованные критерии оценки экзамена. Эти критерии могут касаться каждой темы или быть общими для всех работ. Благодаря критериям студент понимает, как готовиться к экзамену, что нужно отразить в ответе и как можно улучшить ответ.

Преподаватель должен оперативно прислать студентам их итоговые оценки.

Все работы студентов необходимо сохранять в облаке программы. Это позволяет прослеживать долгосрочный прогресс студентов, а также более эффективно искать плагиат в работах.

Обратная связь

По результатам экзамена обязательно нужно дать студенту обратную связь. Если это письменный экзамен, можно ограничиться коротким комментарием к каждому вопросу эссе; достаточный, чтобы студент понял, почему он не получил за ответ максимальный балл. Письменный комментарий может отсылать к критериям оценки экзамена, например, «не отражены аспекты No..., см. критерии». Если балл максимальный, давать комментарий не обязательно.

Запрещается давать студентам доступ к чужим работам и к чужой обратной связи.

Можно направить обратную связь на корпоративную электронную почту. Адреса студентов можно узнать у менеджера программы. Допустимо показать студентам лучшие ответы без указания автора и с его разрешения. Лучшие ответы можно направить одновременно с результатами экзамена и обратной связью.

Если обратную связь невозможно дать во время экзамена, можно дать ее позже, в том числе онлайн.

Дополнительные материалы

5.2. Курсовые и диплом

Студенты сдают 4 курсовые работы и дипломную работу (ВКР).

Предполагается, что студенты приобретут навык письма, разностороннего изучения юридических вопросов и привыкнут к формату научного исследования в сфере общественных наук.

Студенту назначается научный руководитель, который определяет момент готовности курсовой работы и допускает ее к защите. Защита проходит в формате научного доклада с критическим обсуждением.

К сожалению, формат курсовой работы в своем наиболее распространенном вариант во многом устарел. Свою роль они практически не выполняют. Тема работы обычно формулируется без постановки проблемы или задачи. Работы зачастую представляют собой рефераты по правовым проблемам: в лучшем случае это компиляция доктринальных взглядов, в худшем – нормативного материала.

Проблемные темы ставить в курсовых работах не принято, хотя это помогает в первую очередь самому студенту. Темы с явно поставленным вопросом учат студента формулировать конкретные выводы и использовать не только материалы статей по праву, но и статистические данные, экономические модели и философские концепции. Такие работы значительно ближе к практической работе юриста: правовые заключения никогда не формируются абстрактно наподобие «Феномен уставного капитала» или даже «Почему минимальный уставный капитал установлен законом?». Чаще всего вопрос требует явно выраженной позиции: «Каким должен быть уставный капитал компании, чтобы он соответствовал закону и гарантировал интересы кредиторов?».

Обычно курсовая работа вместо юридически обоснованного ответа на поставленный вопрос становится неким квазинаучным исследованием с обширной вводной частью, сложным языком и пространным обзором литературы. Меньше места остается для собственных мыслей студента, живого языка, аргументов и выводов. Не формируется ценнейший навык юриста — способность аргументированно излагать свои идеи.

Студенты должны также иметь возможность защищать вместо курсовой работы отчет о работе по проекту или крупные документы, составленные в ходе практики (иск, меморандум, юридическое заключение). Это особенно важно, поскольку в ходе обучения студенты не составляют такие документы и делать этого к окончанию вуза обычно не умеют. К документам должны предъявляться дополнительные требования по составлению и защите, чтобы они не стали лазейкой для недобросовестных студентов.

Мы переосмыслили формат курсовой работы и ВКР, определили принципы постановки темы и требования к содержательной части работы.

Дополнительные материалы

5.3. Борьба с плагиатом

Мы придерживаемся политики нулевой терпимости к плагиату, списыванию и прочим видам академического мошенничества. Мы расследуем каждый случай и применяем максимально допустимые санкции вплоть до отчисления.

В борьбе с плагиатом мы придерживаемся следующих ключевых принципов. Каждый студент или сотрудник программы обязан принять эти принципы прежде, чем начинать работу или учебу.

  1. Политика нулевой терпимости распространяется на всех.

Мы не допускаем к преподаванию тех, кто запятнал свою репутацию академическим мошенничеством или способствовал ему, будучи научным руководителем, рецензентом, посредником в заказе работ.

  1. Мы отчисляем студентов за мошенничество с курсовыми и ВКР.
  2. За мошенничество на контрольных и экзаменах следует выговор, потом отчисление.
  3. Мошенничество не может определить только искусственный интеллект; это должно быть решение человека.
  4. Рецензенты обособлены от преподавателей. Преподаватели не отвечают за оценку рецензентов.
  5. Все письменные работы студента хранятся до окончания обучения, чтобы можно было проверить их постфактум.
  6. Если окажется, что студент систематически мошенничал, он отчисляется.
  7. Отчисление публично: о нем уведомляются все студенты, решение публикуется на сайте.

Дополнительный материал


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.