• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тезисы статьи Татьяны Храмовой "Через формулу к звездам: ο системе оценивания в юридическом образовании"

Оценивание в высшей школе одинаково важно и для студента, и для преподавателя. Оно решает важные задачи: 1) дает студенту объективное и понятное представление о степени освоения дисциплины; 2) обеспечивает и измеряет прогресс в освоении гибких навыков; 3) подсказывает преподавателю, какие элементы программы недостаточно усвоены студентами и, вероятно, требуют использования иных преподавательских методик. Тем не менее не все используют оценивание правильно.

Что требуется от современного юриста и причем тут инструменты оценивания?

Существует портрет успешного выпускника и набор компетенций и навыков, который делает его востребованным. Образовательная программа должна быть выстроена так, чтобы предлагаемый студенту набор дисциплин и прочих активностей сформировал «цельного» юриста. Соответственно, преподаватели формулируют планируемые результаты обучения для своих учебных дисциплин, стараясь приблизить студента к образу идеального выпускника. Преподаватель должен сделать так, чтобы успешно завершить его курс можно было только при выполнении объема работы, достаточного для формирования у студента необходимых компетенций и навыков.

Конфигурация системы оценивания

Эффективная формула оценивания должна ориентироваться на несколько критериев.

1. Формула расчета оценки для курса в 1–2 семестра должна включать от трех до четырех элементов контроля.

2. Каждый элемент учитывается в итоговой оценке с коэффициентом.

3. По каждому элементу необходимо указывать четкие и понятные критерии оценки, включающие как содержательный, так и навыковый компонент.

4. При оценивании преподаватель должен быть объективным и беспристрастным.

5. Формула и критерии оценивания, а также расписание проверочных мероприятий должны быть доступны студенту в самом начале изучения дисциплины.

6. Элементы оценивания должны быть разноплановыми и включать разные виды учебной деятельности.

7. Каждый элемент оценивания должен предусматривать возможность получения персональной обратной связи, чтобы студент знал, над чем нужно работать.

Универсального формата оценивания, подходящего для любой образовательной цели, не существует. Напротив, разнообразие элементов контроля, их форм и комбинаций позволяет подстроить систему оценивания конкретной дисциплины под стоящие учебные задачи. Существует масса готовых шаблонов, но к ним стоит относиться критически. Кроме того, даже самая отлаженная система оценивания требует постоянной рефлексии, доработки и адаптации к меняющимся потребностям студентов. Иными словами, нет пределов совершенству. 

Полный текст статьи можно прочитать на сайте журнала.