• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Article
Thomas Nagel's theory of justice

Dmitry Balashov.

Russian Sociological Review. 2023. Vol. 22. No. 4. P. 83-106.

Book chapter
Legal semiotics and types of arguments in human rights cases in Russia

Anita Soboleva.

In bk.: Research Handbook on Legal Semiotics. Research Handbooks in Legal Theory series. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2023. Ch. 17. P. 254-266.

Working paper
Introducing Patent Linkage in Russia: An Odd Choice at Odd Times

Gavrilova O., Kotova D.

BRICS Competition Law and Policy Series. WP 22. Higher School of Economics, 2021

Logic and legal reasoning

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
1 year, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Логика и юридическая аргументации» является обязательной дисциплиной для осваивающих программы бакалавриата в сфере юриспруденции и права. Курс «Логика и юридическая аргументации» может быть реализован в двух форматах: в очном и смешанном очно-заочном - с использованием цифровых онлайн- и аудиторных занятий. Курс «Логика и юридическая аргументации» является обязательной дисциплиной для осваивающих программы бакалавриата в сфере юриспруденции и права. Курс «Логика и юридическая аргументации» может быть реализован в двух форматах: в очном и смешанном очно-заочном - с использованием цифровых онлайн- и аудиторных занятий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является: формирование общенаучных компетенций, связанных со знаниями и умениями в области логических основ мышления и критической аргументации, включая навыки их применения в профессиональной деятельности юриста. Курс «Логика и юридическая аргументации» является обязательной дисциплиной для осваивающих программы бакалавриата в сфере юриспруденции и права. Курс «Логика и юридическая аргументации» может быть реализован в двух форматах: в очном и смешанном очно-заочном - с использованием цифровых онлайн- и аудиторных занятий. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны: знать: 1. элементарные методы анализа логической формы выражений естественного языка, 2. основные логические формы мысли, 3. ключевые логические свойства рассуждений, доказательств и опровержений, а также критерии их проверки их корректности. уметь: 1. выявлять и реконструировать логическую форму выражений естественного языка, 2. строить элементарные и сложные умозаключения, доказательства и опровержения, 3. распознавать и устранять ошибки в рассуждениях и доказательствах. владеть: 1. базовыми навыками логико-семантического и логико-синтаксического анализа терминов, суждений и умозаключений, 2. элементарными приемами научного определения понятий и терминов, логического деления и классификации, 3. методиками и приемами самостоятельной критической аргументации. Для изучения дисциплины «Логика и юридическая аргументация» требуется владение русским языком в объеме средней школы и знание основ поиска информации в Интернет на уровне уверенного пользователя. Знания, умения и навыки, полученные при изучении данной дисциплины, должны быть использованы в дальнейшем при изучении профессиональных дисциплин, при защите выпускной квалификационной работы (диплома) и прохождении государственной итоговой аттестации (экзамена).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: понятия логической формы, логического следования, логического значения, логического закона, основных форм мысли, основные правила КЛВ. Уметь: Обнаруживать в тексте, анализировать и строить однопосылочные и двухпосылочные умозаключения, включая условные и разделительные; Различать три вида аргументов – дедуктивные, индуктивные, правдоподобные.
  • Владеть: Навыками проверки обоснованности и корректности однопосылочных и двухпосылочных умозаключений, а также применять их для обнаружения в тексте и отбрасывания ошибочных построений в них.
  • Знать: 4 основных вида модальностей (алетические, временные, деонтические, эпистемические), основы теоретико-модельной семантики – понятие модели, общезначимости, логического следования на модели. Уметь: обнаруживать в тексте, определять вид модальностей, формализовывать модальные умозаключения; читать и интерпретировать модальные формулы; Владеть: основными семантическими и синтаксическими приемами проверки корректности модальных умозаключений.
  • Знать: основные виды определений, правила деления и построения классификаций. Уметь: обнаруживать в тексте, строить и проверять определения и классификации. Владеть: навыками обнаружения в тексте и создания определений и классификаций, устранения из них ошибочных построений.
  • Знать: 3 вида индуктивных и 3 вида правдоподобных умозаключений, 3 вида обобщений, понятие вероятностной меры. Уметь: определять логические формы дедуктивных и схемы недедуктивных аргументов, осуществлять их проверку при помощи критических вопросов. Владеть: навыками обнаружения в тексте, картирования, анализа и оценки трех видов аргументов (дедуктивного, индуктивного, правдоподобного).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы классической и модальной логики
    Аргументы, рассуждения и умозаключения. Логическая форма. Логическое следование. Три вида аргументов: дедуктивные, индуктивные, правдоподобные. Основные понятия дедуктивной логики (непосредственные умозаключения, логический квадрат, силлогизм) Основы пропозициональной логики. Семантика пропозициональных констант. Сложные условные и разделительные умозаключения
  • Элементы модальной логики
    Алетические, деонтические, эпистемические модальности. Основы теоретико-модельной семантики, отношение достижимости, ключевые семантические постулаты. Стандартные деонтические систсемы вригтовского типа.
  • Логические методы проверки знаний
    Логические методы проверки знаний: определение, классификация, вопрос, гипотеза, гипотетико-дедуктивный метод.
  • Основы юридической аргументации
    Доказательство и опровержение. Индуктивные и правдоподобные умозаключения, схемы аргументации. Критический вопрос. Картирование аргументации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий самостоятельная работа
    Самостоятельная работа № 1: Самостоятельная работа представляет собой анализ аргументации в тексте юридического характера, как правило, предложенном (на выбор) преподавателем или согласованным с преподавателем, если обучающиеся предлагают текст, подобранный самостоятельно. Анализ аргументации в тексте состоит из двух частей: • аргументационной карты, выполненной в программе (OVA); • комментария к карте, содержащем проверку и оценку аргументации. В комментарии должен быть указан тип расхождения во мнениях, указываются (при наличии) особенности позиций сторон и специфика их тактик в данном диалоге, производится проверка аргументов при помощи критических вопросов, указываются ошибки аргументации (если они есть, в этом случае следует предложить исправленный вариант), дается оценка эффективности аргументации. Самостоятельная работа должна демонстрировать: • знакомство автора с основами юридической аргументации; • владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом; • умение квалифицировать тип расхождения во мнениях; • умение обнаружить и оценить аргументы стороны посредством критических вопросов; • устойчивые навыки устранения ошибок аргументации; • приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем изложения. Самостоятельная работа должна иметь следующую структуру: титульный лист, оглавление, анализируемый текст (с указанием его источника), карту, комментарии к ней, оценку аргументации в тексте, заключение, при необходимости – приложения. Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется со второй страницы. Работу следует сдать в цифровой форме, сохранив в формате pdf. Титульный лист самостоятельной работы должен содержать: название факультета; направление подготовки, фамилию, имя, отчество автора, курс; фамилию, имя, отчество, преподавателя; месяц и год выполнения работы. Примерное содержание Самостоятельной работы. 1. Титульный лист 2. Содержание 3. Текст для анализа (от 1000 до 2000 зн (без пробелов) с указанием источника) 4. Аргументационная карта-схема OVA http://ova.arg-tech.org/. На карте графически отображены: a) Аргументы и контраргументы; b) Строение аргументов; c) Защиты, атаки и адресаты атак в споре. 5. Комментарий к карте. Указать: a) Точки зрения сторон и их пропозициональное содержание; b) Тип расхождения во мнениях c) Вид аргумента (для каждого аргумента) 6. Оценка эффективности аргументации в тексте: a) Оцените состоятельность позиций сторон; b) Укажите сильные и слабые аргумент(-ы); c) Обоснуйте свои ответы в п. 6а и 6b. 1. За неправильно оформленную работу оценка может быть снижена на 1-2 балла, в случае недочетов или отсутствия каких-либо частей работы или сведений о ней. 2. За несвоевременную сдачу работы оценка снижается на 50%. NB! Уточните сроки и способ представления работы у преподавателя семинара.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * аудиторная работа + 0.3 * контрольная работа + 0.4 * самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бесхлебный Е.И. - Логика для юристов. (Бакалавриат). Учебник - Юстиция - 2018 - 247с. - ISBN: 978-5-4365-2820-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930682

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Абачиев С. К. - ЛОГИКА + СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК В ЭБС 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 401с. - ISBN: 978-5-534-10111-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-slovar-spravochnik-v-ebs-429366
  • Ивин А. А. - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 223с. - ISBN: 978-5-534-08927-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prakticheskaya-logika-441269
  • Ивин А. А. - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-08802-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prakticheskaya-logika-zadachi-i-uprazhneniya-438613