• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Moscow, 3 Bolshoy Trekhsvyatitelsky Pereulok, room 452

Administration
School Head Sergey Nagikh
Irina Shershneva-Tcitulskaya
Deputy Head Irina Shershneva-Tcitulskaya
Article
Trust in Artificial Intelligence: Challenges and Prospects of Legal Regulation
In press

Вашурина С. С.

Legal Issues in the Digital Age. 2025.

Book chapter
Different Facets of Cyber Hate in Russia and Controversial Legal Responses

Anita Soboleva, Alyona Gerashchenko.

In bk.: Handbook on Cyber Hate: The Modern Cyber Evil. Cham: Springer, 2024. Ch. 17. P. 335 - 355.

Working paper
Introducing Patent Linkage in Russia: An Odd Choice at Odd Times

Gavrilova O., Kotova D.

BRICS Competition Law and Policy Series. WP 22. Higher School of Economics, 2021

Digital Ethics and Law

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructors

Anisimov, Aleksey

Anisimov, Aleksey

Мефодьева Кристина Александровна

Мефодьева Кристина Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса представлены основные направления формирования цифрового права в России, с акцентом на проблемы и дискуссионные моменты. Комплексность цифрового права обуславливает неоднозначный статус цифровой личности. Анализируется эволюция прав человека в условиях цифровизации и проблематика цифровых прав. Отдельно рассматривается правовое регулирование использования цифровых технологий в государственном управлении.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Цифровая этика и право» являются: дать студенту базовое представление о ключевых цифровых технологиях и их влиянии на общественные отношения, об этических и правовых аспектах их создания и использования, предложить комплекс знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности в избранной им сфере. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - основные понятия в цифровой этике и праве; - различает виды цифровых технологий; уметь: - находить этические и правовые аспекты создания и использования цифровых технологий; - дать оценку жизненной и (или) производственной ситуации создания и использования цифровых технологий с точки зрения этики и права; - оценить и правильно сформулировать правовую и этическую проблему в области создания и использования цифровых технологий и выработать подходы к ее решению. владеть: - навыки поиска информации и подготовки базовых документов этического и правового характера.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • дает определение основных понятий;
  • корректно использует терминологию в области этики и права;
  • находит, анализирует и обрабатывает этические и правовые проблемы;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в цифровую этику и право
  • Тема 2. Этика искусственного интеллекта (ИИ)
  • Тема 3. Этика социальных сетей. Метавселенные
  • Тема 4. Этика данных. Большие данные
  • Тема 5. Этика блокчейна
  • Тема 6. Цифровые технологии и права человека. Цифровые права человека
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа в формате эссе
    Студент выбирает один из двух вариантов выполнения контрольной работы (эссе). Вариант 1. Студент выбирает одну из предоставленных ему на выбор тем контрольных работ (эссе). Примеры тем: 1. Этичность использования корпорациями пользовательских данных взамен на предложение бесплатных сервисов. 2. Этические аспекты применения системы социального рейтинга на примере Ки-тая. 3. Этические аспекты создания биороботов. 4. Этика и цифровая личность. Вариант 2. Студент находит кейс из правоприменительной практики, содержащий этическую проблему создания, использования цифровых технологий, и представляет его анализ (сase-study). Примеры кейсов: 1. «Чип заставил меня это сделать!» Перераспределение вины при использовании имплантируемых чипов. Этический аспект 2. Этические опасности вселенной Мета Марка Цукерберга.
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.4 * Контрольная работа в формате эссе + 0.2 * Устный опрос (экзамен) + 0.4 * Активность на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Канке, В. А. Современная этика : учебник / В.А. Канке. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 277 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/975126. - ISBN 978-5-16-014312-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/975126
  • Нерсесянц, В. С. Философия права : учебник / В. С. Нерсесянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 848 с. - ISBN 978-5-91768-028-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1038336

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Энтин, В. Л. Авторское право в виртуальной реальности (новые возможности и вызовы цифровой эпохи): Научное / Энтин В.Л. - М.:Статут, 2017. - 216 с.: ISBN 978-5-8354-1305-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1013817

Авторы

  • Мефодьева Кристина Александровна