• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Moscow, 3 Bolshoy Trekhsvyatitelsky Pereulok, room 452

Administration
School Head Sergey Nagikh
Irina Shershneva-Tcitulskaya
Deputy Head Irina Shershneva-Tcitulskaya
Book chapter
Different Facets of Cyber Hate in Russia and Controversial Legal Responses

Anita Soboleva, Alyona Gerashchenko.

In bk.: Handbook on Cyber Hate: The Modern Cyber Evil. Cham: Springer, 2024. Ch. 17. P. 335 - 355.

Working paper
Introducing Patent Linkage in Russia: An Odd Choice at Odd Times

Gavrilova O., Kotova D.

BRICS Competition Law and Policy Series. WP 22. Higher School of Economics, 2021

Legal Literacy

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Баукин Вячеслав Геннадьевич

Баукин Вячеслав Геннадьевич

Pozdnyakova, Elena A.

Pozdnyakova, Elena A.

Прохорко Татьяна Николаевна

Прохорко Татьяна Николаевна

Khabibulin, Tagir

Khabibulin, Tagir

Программа дисциплины

Аннотация

Авторы курса, практикующие юристы и преподаватели, собрали свой опыт и знания, чтобы научить студентов решать юридические задачи, не обращаясь к юристам. Студенты познакомятся с ключевыми понятиями российского права, освоят основные сферы регулирования (договорное, семейное, административное право), узнают, где искать информацию о праве и когда нужно обращаться за помощью к юристу. После курса студенты смогут работать с документами, платить налоги и выбирать налоговый режим, взаимодействовать с органами государственной власти, анализировать договоры и выявлять основные риски в них, преследовать нарушителей своих прав. Курс состоит из двух разделов: «личная правовая грамотность» (общие юридические вопросы, актуальные для каждого) и «профессиональная правовая грамотность» (юридические знания для будущих предпринимателей). Каждый раздел делится на темы; по каждой теме даны видеоролики (общей продолжительностью 60—120 минут на тему) и дополнительные материалы. Курс проводится онлайн, с предзаписанными (асинхронными) лекциями и синхронными вебинарами. Дисциплина основана на онлайн-курсе "Правовая грамотность" на Национальной платформе "Открытое образование": https://openedu.ru/course/hse/leglit/
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины — овладение учащимися основ российского права, включая основы гражданского, семейного, корпоративного, налогового и других отраслей права, в объеме, необходимом для разрешения правовых ситуаций, возникающих в повседневной жизни. В результате обучения выпускник курса должен: 1. Распознавать проблемы и конфликты, которые могут быть решены средствами права; 2. Определять свои права и обязанности в проблемной ситуации и уметь их реализовать (защищать); 3. Уметь минимизировать неблагоприятные последствия конфликтов с помощью права; 4. Уметь искать актуальную информацию о правовых нормах; 5. Знать, когда и как получить профессиональную юридическую помощь; 6. Знать, как с помощью правовой системы защитить свои права, и понимать, когда правовые средства защиты исчерпаны. Дисциплина преподается на первом курсе ОП неюридических специальностей, в которых преподавание ведётся на русском или на русском и английском языке. Дисциплина рассчитана на студентов, изучивших дисциплину «обществознание» в объеме средней школы, и владеющих русским языком. Дисциплина преподается в формате blended, когда студенты слушают онлайновый лекционный курс, посещают семинары (очно или дистанционно) и сдают экзамен (очно или дистанционно). Курс состоит из лекционной и семинарской части.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает критерии предпринимательской деятельности и особенности правового статуса предпринимателя.
  • Знает основные системы налогообложения. Понимает разницу между ними.
  • Знает различия между различными формами предпринимательской деятельности. Понимает специфику различных форм.
  • Знает соотношение договора и закона. Знает основные виды договоров. Понимает ограничения по содержанию отдельных видов договоров.
  • Знает устройство судебной системы, понимает этапы судебной процедуры, имеет представление об исполнении судебных решений.
  • Имеет общее представление о праве, знает различные типы понимания права, понимает различия между нормативными актами различного уровня и между различными правовыми системами.
  • Понимает особенности заключения и исполнения договоров в предпринимательской деятельности. Понимает специфику договоров с государством и государственными организациями.
  • Понимает порядок и правовые последствия вступления в брак и развода. Умеет определять правовые риски в сделках с недвижимостью.
  • Понимает принципы защиты интеллектуальной собственности. Знает механику защиты авторских прав.
  • Понимает различия между авторскими и патентными правами. Знает специфику различных средств индивидуализации.
  • Понимает различия между оформлением работников по трудовому и гражданско-правовому договору. Знает основания для увольнения работника.
  • Понимает свои права и обязанности при устройстве на работу. Знает права работника при увольнении.
  • Понимает структуру государственных органов, различает виды правонарушений.
  • Умеет определить налоги, подлежащие уплате. Знает преимущества и недостатки режима самозанятого.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Личная правовая грамотность. 1. Введение в право
  • 3. Семья и собственность
  • 2. Договоры - 1
  • 4. Взаимоотношения с государством
  • 5. Суды
  • 6. Трудовые отношения - 1
  • 7. Налоги - 1
  • 8. Интеллектуальная собственность - 1
  • Блок 2. Профессиональная правовая грамотность. 9. Предпринимательская деятельность
  • 10. Выбираем форму бизнеса
  • 11.Создаем компанию и управляем ей
  • 12. Налоги-2
  • 13. Договоры-2
  • 14. Трудовые отношения - 2
  • 15. Интеллектуальная собственность - 2
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Студент обязан явиться на экзамен ко времени, указанному в расписании, либо более точно установленному преподавателем. В случае дистанционного проведения экзамена студент обязан подключиться к видеоконференции или иным оговоренным с преподавателем способом явиться на экзамен в указанное в расписании либо более точно установленное преподавателем время. В случае опоздания студента на экзамен время, отведенное на него, может быть продлено по усмотрению преподавателя. Результаты экзамена объявляются студентам не позднее пяти рабочих дней после окончания сессии. *Уважительной причиной неявки студента считаются болезнь, подтвержденная медицинской справкой, а также иные уважительные причины. Медицинская справка или отсканированная копия должна быть предъявлена либо направлена по электронной почте студентом в учебный офис или менеджеру программы, в день, в который, в соответствии со справкой, ему указано приступить к занятиям. Иные уважительные причины подтверждаются документально менеджеру программы не позднее 3 учебных дней после неявки. Решение о признании причины уважительной принимает менеджер программы. К уважительным причинам не относится отсутствие студента, вызванное обстоятельствами, связанными с работой студента (служебные командировки, рабочее время и т.п.). Во время проведения экзамена студенты с разрешения преподавателя могут пользоваться учебными программами, справочно-правовыми системами и другими разрешенными источниками, установленными специальным перечнем. Использование материалов, не предусмотренных указанным перечнем, а также попытка общения с другими студентами или иными лицами, в том числе с применением электронных средств связи, несанкционированные перемещения студентов, наличие у студента запрещенных преподавателем электронных средств связи, намеренное отключение от видеоконференции или переключение вкладки браузера при явном запрете преподавателя и иные нарушения студентом объявленного порядка проведения экзамена являются основанием для прекращения проведения экзамена для конкретного студента (удаление из аудитории, отключение от видеоконференции и иное) и проставления оценки «0» за него. "Автоматы" Преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена некоторых или всех студентов с выставлением им во время сессии оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена (то есть сумма весов всех элементов контроля, за исключением экзамена, приравнивается к единице). Преподаватель объявляет свое решение не позднее, чем на последнем занятии до экзамена. Для объявления оценок могут быть использованы официальные каналы передачи информации. По желанию студент может отказаться от выставления оценки без проведения экзамена, о чем сообщает преподавателю не позднее последнего занятия.
  • неблокирующий Эссе
    Студент обязан выполнять эссе до установленного окончательного срока сдачи (дедлайна). Выполнением считается полная загрузка результатов в информационную образовательную систему на проверку. В случае эссе выполнением считается загрузка собственного эссе и проверка установленного количества чужих эссе. Неполное выполнение работы (например, загрузка эссе без проверки чужих эссе) считается невыполнением всего эссе. В случае, если информационная образовательная система работает нестабильно, преподаватель по своему усмотрению может продлить сроки сдачи эссе. Результаты выполнения эссе объявляются студентам автоматически посредством информационной образовательной системы (вкладка «прогресс»). Во время выполнения эссе студенты могут пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации.
  • неблокирующий Промежуточные контрольные работы (тесты)
    Студент обязан выполнять тесты до установленного окончательного срока сдачи (дедлайна). Выполнением считается полная загрузка результатов в информационную образовательную систему на проверку. В случае, если информационная образовательная система работает нестабильно, преподаватель по своему усмотрению может продлить сроки сдачи тестов. Результаты выполнения тестов объявляются студентам автоматически посредством информационной образовательной системы (вкладка «прогресс»). Во время выполнения тестов и эссе студенты могут пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации.
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах
    Пересдача элементов контроля по дисциплине. При наличии академической задолженности (оценка за курс до 3-х баллов по 10-балльной шкале) студент вправе пересдать результаты промежуточной аттестации по курсу. На первой пересдаче по курсу пересдается только оценка за экзамен. Первая пересдача проводится в формате экзамена. Ответ студента на первой пересдаче оценивается преподавателем. При наличии технической возможности ответ на первой пересдаче может оцениваться автоматически. Процедура проведения первой пересдачи и критерии оценивания доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. После проведения первой пересдачи промежуточная оценка по курсу выводится по первоначальной формуле, описанной в разделе 4.2 программы, но с учетом новой оценки за экзамен. При неявке на первую пересдачу или в случае, если после первой пересдачи итоговая оценка все равно составляет менее 4 баллов, студент направляется на вторую пересдачу, которая принимается комиссией в составе не менее трех человек. На второй пересдаче по курсу пересдаются оценки за экзамен и эссе. Вторая пересдача проводится в форме экзамена. При наличии технической возможности ответ на второй пересдаче может оцениваться автоматически. Процедура проведения второй пересдачи и критерии оценивания доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. После проведения второй пересдачи оценки за экзамен и эссе заменяются на оценку, полученную на второй пересдаче. В остальном итоговая оценка выводится по первоначальной формуле, описанной в разделе 4.2 программы. Формула выведения оценки в рамках второй пересдачи: О_итог=О_тесты×0,1+О_сем×0,25+О_пер×0,65, где: Оитог – итоговая оценка студента за курс, Отесты – средняя оценка за промежуточные тесты, Осем – оценка, выставленная преподавателем за работу на семинарах по дисциплине, Опер – оценка, полученная в рамках второй пересдачи
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * Эссе + 0.1 * Промежуточные контрольные работы (тесты) + 0.4 * Экзамен + 0.25 * Участие в дискуссии на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Д.Гриц - Адвокат бизнеса. 20 юридических консультаций понятным языком - Альпина Паблишер - 2020 - ISBN: 9785961427820 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/19366
  • Основы права: Учебник для неюридических вузов и факультетов / Под ред. В.Б. Исакова. - Москва : Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 480 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1019844

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Международное предпринимательское право: современные проблемы правового регулирования : учебник / А. Б. Арзуманян, Д. В. Козлов, Е. А. Левицкая [и др.] ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону : Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. - 156 с. - ISBN 978-5-9275-3604-7. - Текст : электронный.
  • По ту сторону права: Законодатели, суды и полиция в России : сборник статей - М.:Альпина Пабл., 2016. - 332 с.: ISBN 978-5-9614-4594-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915939

Авторы

  • Янковский Роман Михайлович
  • Гриц Дмитрий Сергеевич