• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Moscow, 3 Bolshoy Trekhsvyatitelsky Pereulok, room 452

Administration
School Head Sergey Nagikh
Irina Shershneva-Tcitulskaya
Deputy Head Irina Shershneva-Tcitulskaya
Article
Trust in Artificial Intelligence: Challenges and Prospects of Legal Regulation
In press

Вашурина С. С.

Legal Issues in the Digital Age. 2025.

Book chapter
Different Facets of Cyber Hate in Russia and Controversial Legal Responses

Anita Soboleva, Alyona Gerashchenko.

In bk.: Handbook on Cyber Hate: The Modern Cyber Evil. Cham: Springer, 2024. Ch. 17. P. 335 - 355.

Working paper
Introducing Patent Linkage in Russia: An Odd Choice at Odd Times

Gavrilova O., Kotova D.

BRICS Competition Law and Policy Series. WP 22. Higher School of Economics, 2021

Research Seminar "Law and Language"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
1 year, 2-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

НИС является формой проектной научно-исследовательской деятельности и направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области юриспруденции: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в научной дискуссии. Задачами проведения НИС является: 1) формирование у студентов представлений о процессе научного исследования, в том числе, о выборе анализируемой проблемы, формулировке цели работы и перечня проверяемых гипотез, метода исследования, об определении круга используемой информации и методах её верификации и т.д.; 2) овладение исследовательскими методами и умением осуществлять их выбор, исходя из стоящей задачи, специфики анализируемого объекта и имеющейся информации; 3) изучение специфики правовых исследований, связанных с разнообразием объектов исследований (общество, человек, организация, государство, право, корпорации); 4) получение представления об особенностях отечественной юридической науки; 5) овладение навыками написания, оформления и защиты научных и, в частности, научных квалификационных работ разного уровня, включая проектирование их структуры, выбор стилистики изложения, способов представления правовой, социологической, статистической информации и результатов исследования; 6) освоение студентами знаний и навыков поиска и оценки информации, в том числе её достоверности и актуальности; 7) формирование навыков работы с академическими (научными) текстами: чтение, структурирование текста, обобщение материала, поиск и выделение основных тезисов; 8) формирование навыков публичной презентации результатов собственного исследования с использованием современных мультимедийных технологий и программных средств 9) овладение навыками участия в научной дискуссии. В результате участия в НИС студент должен: знать основные принципы проведения научной и научно-исследовательской работы, типовую структуру и логику научных квалификационных работ, назначение и примерное содержание основных её блоков, терминологию, используемую при проведении научно-исследовательских работ; уметь выбирать анализируемую проблему, формулировать тему, цель и задачи исследования, определять объект и предмет исследования, находить необходимую информацию, выбирать соответствующий ей и поставленной цели метод анализа, подбирать и реферировать научную литературу (в том числе, англоязычную) по теме исследования; иметь навыки (приобрести опыт) написания научной работы. Основные положения данной дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех последующих дисциплин на образовательной программе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • подготовка студентов к написанию курсовой работы по тематике НИСа, формирование научного мышления, выработка навыков создания академического текста по юридической специальности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентироваться в основной научной литературе по проблематике научно-исследовательского семинара на русском и английском языках
  • Корректно применять правила цитирования научной литературы
  • Корректно оформлять сноски и ссылки
  • Анализировать регулятивную базу и практику правоприменения по теме исследования
  • Оценивать существующую регулятивную базу и возможные последствия изменений законодательства с точки зрения отражения интенции законодателя в юридическом тексте.
  • Дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы.
  • Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-практической и научно-исследовательской деятельности по рассматриваемым вопросам.
  • Выбирать методы исследования, а также обработки полученных результатов, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования и юридической практики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.
  • Тема 2.
  • Тема 3.
  • Тема 4.
  • Тема 5.
  • Тема 6.
  • Тема 7.
  • Тема 8.
  • Тема 9.
  • Тема 10.
  • Тема 11.
  • Тема 12.
  • Тема 13.
  • Тема 14.
  • Тема 15.
  • Тема 16.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Доклад
    включает выступление с презентацией или устным сообщением по тематике НИСа; если тематика курсовой работы относится к тематике НИСа, то доклад должен отражать работу студента над курсовой работой. Студент получает оценку по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Тест
    Тестирование проводится во время семинарского занятия в аудитории или в системе SmartLMS и состоит из 10 вопросов, которые выявляют знание обязательной литературы и рассмотренных в ней проблем. Каждый полный ответ оценивается в 1 балл, неполный верный ответ – 0,5 балла. Оценка не округляется и выносится в общую формулу с точностью до одного знака после запятой. В случае неудовлетворительной оценки (3 и ниже) возможна однократная пересдача теста.
  • неблокирующий Коллоквиум
    Коллоквиум представляет собой обсуждение вопросов, вынесенных на него преподавателем. Возможно предварительное распределение вопросов среди студентов по модели «отвечающий – дискуссант». Критерии оценивания совпадают с критериями оценивания доклада.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Орезультирующая= Онакопленная * 0,5 + О коллоквиум*0,5 где Онакопленная = Оауд,*0,5 + Одоклад * 0,3 + Отест*0,2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Язык и право : моногр., Байтеева, М. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Язык и право : искусство владения словом в проф. юрид. деятельности, Губаева, Т. В., 2010

Авторы

  • Соболева Анита Карловна
  • Нагих Сергей Иванович