• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Courses
ФКН
Book chapter
Legal semiotics and types of arguments in human rights cases in Russia

Anita Soboleva.

In bk.: Research Handbook on Legal Semiotics. Research Handbooks in Legal Theory series. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2023. Ch. 17. P. 254-266.

Working paper
Introducing Patent Linkage in Russia: An Odd Choice at Odd Times

Gavrilova O., Kotova D.

BRICS Competition Law and Policy Series. WP 22. Higher School of Economics, 2021

Research Seminar "Advanced Topics of Theory and History of State and Law"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
1 year, 2-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар (далее – НИС) нацелен на изучение наиболее значимых в теоретико– историко– и философско-правовом отношениях проблем развития отечественной и зарубежной государственности и права. Обучение строится на основе привлечения широкого спектра источников и научной литературы, характеризующих со-стояние правовой жизни России в ретроспективном срезе. Значимая роль в работе семинара отводится методологической составляющей под-готовки магистров. Планируется ввести магистрантов в проблематику научной работы, привить им навыки работы с литературой и источниками по теме исследования, познакомить их с новейшими методологическими подходами и разработками в области теории права, истории права, философии права. Важной задачей семинара является научить магистрантов ориентироваться в информационном поле избранной сферы исследований, работать с богатейшими базами (Высшей школы экономики и других образовательных и научно-исследовательских учреждений) научной литературы и нормативно-правовых материалов. Тематика семинара будет касаться следующих вопросов, представляющихся приоритетными: 1. Методология исторических, теоретических и философских исследований права и государства, формирование критериев достоверности научного знания, выработка от-ношения к различным направлениям и школам современного теоретико-исторического познания; выяснение инновационной составляющей социологических, правовых, экономических и антропологических подходов для решения задач теоретической юриспруденции. 2. Критическое переосмысление историографической традиции с целью придания нового импульса исследовательской работе. 3. Расширение проблематики теоретико-исторических исследований в контексте новых методологических подходов и в направлении изучения российской национальной идентичности и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представлений о процессе научного исследования, в том числе, о выборе анализируемой проблемы, формулировке цели работы и перечня проверяемых гипотез, метода исследования, об определении круга используемой информации и методах её верификации и т.д.;
  • овладение исследовательскими методами и умением осуществлять их выбор, исходя из стоящей задачи, специфики анализируемого объекта и имеющейся информации;
  • изучение специфики правовых исследований, связанных с разнообразием объектов исследований (общество, человек, организация, государство, право, корпорации);
  • получение представления об особенностях отечественной юридической науки;
  • овладение навыками написания, оформления и защиты научных и, в частности, научных квалификационных работ разного уровня, включая проектирование их структуры, выбор стилистики изложения, способов представления правовой, социологической, статистической информации и результатов исследования;
  • освоение студентами знаний и навыков поиска и оценки информации, в том числе её достоверности и актуальности;
  • формирование навыков работы с академическими (научными) текстами: чтение, структурирование текста, обобщение материала, поиск и выделение основных тезисов;
  • формирование навыков публичной презентации результатов собственного исследования с использованием современных мультимедийных технологий и программных средств овладение навыками участия в научной дискуссии;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные принципы проведения научной и научно-исследовательской работы, типовую структуру и логику научных квалификационных работ, назначение и примерное содержание основных её блоков, терминологию, используемую при проведении научно-исследовательских работ;
  • Имеет навыки (приобрести опыт) написания научной работы;
  • Формулирует научную проблему, тему, цель и задачи исследования; определяет объект и предмет исследования, находит необходимую информацию, выбирает соответствующий ей и поставленной цели метод анализа, подбирает и реферирирует научную литературу (в том числе, англоязычную) по теме исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Теория и история сравнительно-правовых исследований
  • Тема 2. Правовая карта мира: введение в современное сравнительное правоведение
  • Тема 3. Содружество Независимых Государств: реальность и перспективы
  • Тема 4. Государственное устройство федераций в составе Европейского союза
  • Тема 5. Глава государства: юридико-фактическое образование и правовой институт
  • Тема 6. Профессиональная этика юриста в системе социальных норм
  • Тема 7. Правовой договор, общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России
  • Тема 8. Развитие идей судейского (прецедентного) правотворчества и определение юридической природы судебной практики как источника права
  • Тема 9. Экспертная деятельность в правотворчестве
  • Тема 10. Сравнительно-правовой и исторический аспекты нормотворческой юридической техники
  • Тема 11. Юридическое прогнозирование
  • Тема 12. Социальное государство как теоретико-правовая и конституционно-правовая категория
  • Тема 13. Современные тенденции и проблемы взаимодействия государства и бизнеса в России
  • Тема 14. Цифровизация в современном обществе
  • Тема 15. Государство, право, интернет
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект
    Статья готовится студентом в письменной форме, по теме из предложенного перечня. Статья должна быть подготовлена и сдана преподавателю до окончания четвертого модуля в порядке и сроки, установленные преподавателем. Статья представляет собой творческую работу, в результате которой студентом должен быть проведен детальный правовой анализ (исследование). Статья должна соответствовать критериям научности и оригинальности.
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.6 * Проект + 0.4 * Активность