• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Courses
ФКН
Contacts

Moscow, 3 Bolshoy Trekhsvyatitelsky Pereulok, room 452

Administration
School Head Sergey Nagikh
Irina Shershneva-Tcitulskaya
Deputy Head Irina Shershneva-Tcitulskaya
Article
Trust in Artificial Intelligence: Challenges and Prospects of Legal Regulation
In press

Вашурина С. С.

Legal Issues in the Digital Age. 2025.

Book chapter
Different Facets of Cyber Hate in Russia and Controversial Legal Responses

Anita Soboleva, Alyona Gerashchenko.

In bk.: Handbook on Cyber Hate: The Modern Cyber Evil. Cham: Springer, 2024. Ch. 17. P. 335 - 355.

Working paper
Introducing Patent Linkage in Russia: An Odd Choice at Odd Times

Gavrilova O., Kotova D.

BRICS Competition Law and Policy Series. WP 22. Higher School of Economics, 2021

Equality and Discrimination: Comparative Legal Analysis of Theoretical Concepts and Judicial Practice

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
2 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Цель изучения дисциплины – изучение в сравнительной перспективе теоретических подходов к понятиям равенства, равноправия, дискриминации и дифференциации, а также применение изученных подходов, методов и категорий в собственных правовых исследованиях для анализа законодательства и правоприменительной практики различных стран в области обеспечения равного доступа к правам и реализации принципа равенства в различных сферах экономической, социальной и культурной жизни. В ходе изучения дисциплины для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи: изучение теоретических концепций, категорий, правовых стандартов в сфере обеспечения равенства и защиты от дискриминации; обсуждение проблем, возникающих на практике в разных странах при реализации принципов равенства, равных возможностей и равного обращения и принципа запрета дискриминации по признакам национальности, этнической принадлежности, расы, пола, возраста, языка, религии и иных признаков статуса личности. Во время прохождения курса студенты проанализируют понятие «равенства» в политическом, социальном и юридическом контексте, а также соотношение между запретом дискриминации и обеспечением принципа равноправия. Теоретико-правовая часть включает в себя такие темы, как понятие дискриминации; прямая и косвенная дискриминация; допустимые отступления от равенства в обращении; отличие дискриминации от дифференциации; виды дискриминационного обращения и дискриминационных практик. Во время прохождения дисциплины студенты познакомятся с законодательством и судебной практикой России и зарубежных стран, в том числе стран СНГ, а также с международно-правовыми стандартами, решениями КПЧ ООН, ЕСПЧ и ряда региональных органов (в частности, Межамериканского суда по правам человека). В результате изучения дисциплины студент должен получить актуальные представления о дискриминации и дискриминационных практиках, способах их предотвращения, методах исследования и доказывания в судах и специально созданных для борьбы с дискриминацией государственных институтах и органах; научиться применять изученные методы, подходы и категории для проведения мониторинга и анализа дискриминационных практик и выработки рекомендаций по внедрению наиболее успешных механизмов их предотвращения; отличать дискриминационное обращение от других видов неравного обращения, т.е. дифференциации; понимать сущность вводимых государствами позитивных мер выравнивания для представителей уязвимых групп населения и отличие этих мер от дискриминации; быть способным предлагать правовые решения проблемы дискриминации и обеспечения равного доступа к правам. В качестве элемента текущего контроля дисциплина предусматривает подготовку домашнего задания в форме мультимедийной презентации доклада по одной из тем по согласованию с преподавателем. Промежуточная аттестация проходит в форме устного опроса на экзамене, с учетом оценок, полученных за выполнение текущего контроля и активности на семинарских занятиях. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель изучения дисциплины – изучение в сравнительной перспективе теоретических подходов к понятиям равенства, равноправия, дискриминации и дифференциации, а также применение изученных подходов, методов и категорий в собственных правовых исследованиях для анализа законодательства и правоприменительной практики различных стран в области обеспечения равного доступа к правам и реализации принципа равенства в различных сферах экономической, социальной и культурной жизни.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает: элементы юридической концепции дискриминации, понятие равноправия;
  • уметь отличать дискриминационное обращение от других видов неравного обращения, т.е. дифференциации, и понимать сущность вводимых государствами позитивных мер выравнивания для представителей уязвимых групп населения и отличие этих мер от дискриминации;
  • знать на экспертном уровне международно-правовые стандарты, решения КПЧ ООН и ряда региональных органов (в частности, Межамериканского суда по правам человека, ЕСПЧ и др.);
  • иметь актуальные представления о дискриминации и дискриминационных практиках, способах их предотвращения, методах исследования и доказывания в судах и специально созданных для борьбы с дискриминацией государственных институтах и органах;
  • уметь применять изученные методы, подходы и категории для проведения мониторинга и анализа дискриминационных практик и выработки рекомендаций по внедрению наиболее успешных механизмов их предотвращения;
  • иметь навык использования результатов сравнительных исследований в научной деятельности и юридической практике;
  • знать законодательство и судебную практику Российской Федерации в сфере обеспечения равноправия и предотвращения дискриминации и уметь анализировать возникающие правовые проблемы;
  • уметь применять на практике методику выявления фактов дискриминации и их научно-экспертной оценки, а также использовать полученную информацию для судебного доказывания фактов дискриминации;
  • уметь выявлять случаи дискриминации по признаку расы и этнической принадлежности, составлять экспертные доклады и правовые заключения по данной проблеме и вырабатывать законодательные предложения по предотвращению национальной (этнической) дискриминации;
  • уметь применять на практике полученные знания при разработке законодательных предложений в области сохранения малых языков, запрета лингвистической дискриминации и правового регулирования статуса различных языков;
  • иметь навыки экспертной оценки дискриминационного законодательства и случаев дискриминации по признаку религиозной принадлежности или отношения к религии, знать судебную практику Российской Федерации по вопросам защиты религиозных прав;
  • знать основную проблематику в сфере защиты прав женщин, детей и пожилых лиц; уметь выявлять случаи гендерной дискриминации; иметь навык подготовки аналитических материалов по проблематике дискриминации женщин в сфере труда;
  • уметь выявлять факты дискриминации по признаку возраста, состояния здоровья и инвалидности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Равенство и равноправие. Понимание равенства в политическом, социальном, юридическом контексте
  • Тема 2. Виды дискриминации. Дискриминация и дифференциация. Позитивные меры выравнивания
  • Тема 3. Запрет дискриминации как общепризнанный принцип международного права.
  • Тема 4. Принцип недискриминации в законодательстве зарубежных государств. Обеспечение равенства в обращении на законодательном и правоприменительном уровнях
  • Тема 5. Юридическое обеспечение равенства в обращении и борьба с дискриминацией в Российской Федерации
  • Тема 6. Методика выявления и доказывания случаев дискриминации
  • Тема 7. Дискриминация признаку расовой и национальной (этнической) принадлежности
  • Тема 8. Дискриминация по признаку языка.
  • Тема 9. Реализация принципа равенства независимо от религиозной принадлежности человека.
  • Тема 10. Дискриминация по признаку пола
  • Тема 11. Дискриминация по признаку возраста. Дискриминация по признаку состояния здоровья.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на практических занятиях (доклады, обсуждения, работа в малых группах, деловые игры)
  • неблокирующий Доклад и его мультимедийная презентация
  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Мут-корт
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    Oауд *0,3 + Одокл *0,2 + Одз *0,2 + Оип *0,3 где Oауд - оценка за работу на занятиях; Одокл – оценка за доклад, Одз - оценка за домашнее задание, Оип – игровой судебный процесс (мут-корт)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Christina Fisanick. (2016). Discrimination. [N.p.]: Rosen Publishing Group, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1399077
  • De Varennes, F. (1999). Equality and Non-discrimination: Fundamental Principles of Minority Language Rights. International Journal on Minority & Group Rights, 6(3), 307–318. https://doi.org/10.1163/15718119920907767
  • HERNANDEZ, T. K. (2019). Racial Discrimination. [S.l.]: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2201378
  • Lauri S. Friedman. (2016). Discrimination. [N.p.]: Rosen Publishing Group, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1399135
  • Martin Dufwenberg, & Astri Muren. (2003). Discrimination By Gender And Social Distance. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DB2A81A1
  • Nelson, T. D. (2016). Handbook of Prejudice, Stereotyping, and Discrimination : 2nd Edition (Vol. Second edition). New York: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055322
  • Non-Discrimination Law: Comparative Perspectives, , 1999
  • Racial and cultural minorities : an analysis of prejudice and discrimination, Simpson, G. E., 1965
  • Racial discrimination : institutional patterns and politics, Kamali, M., 2009
  • Roland, J. (2019). Disability Discrimination. San Diego, CA: ReferencePoint Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1849555
  • Skorupa-Wulczyńska, A. (2019). Language Rights in the Light of International Law. https://doi.org/10.12775/CLR.2018.003
  • Williams, S. H. (2009). Constituting Equality : Gender Equality and Comparative Constitutional Law. Cambridge University Press.
  • Дискриминация в социально-трудовых отношениях: экономико-институциональный аспект : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05, Стукен, Т. Ю., 2009
  • Дискриминация в США: правовые и социологические исследования, Харрис, Д., 2005
  • Дискриминация вне закона : сб. документов, , 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Atrey, S. (2019). Intersectional Discrimination (Vol. First edition). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2255393
  • Barbara Wejnert, & Eunice Rodriguez. (2015). Enabling Gender Equality : Future Generations of the Global World. Emerald Group Publishing Limited.
  • Chiasson, M., & Canadian Teachers’ Federation. (2016). Knowing One’s Community through Language Rights. In Canadian Teachers’ Federation. Canadian Teachers’ Federation.
  • Education, training and discrimination : the collected essays of Orley Ashenfelter, volume two, , 1997
  • Elsayed Elshabrawy Ahmad Hassanein. (2015). Inclusion, Disability and Culture. Brill.
  • Kuhar, R., & Paternotte, D. (2017). Anti-Gender Campaigns in Europe : Mobilizing Against Equality. London: Rowman & Littlefield International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1591829
  • Lavin, H. S., & DiMichele, E. E. (2019). New York State Expands Workplace Harassment and Discrimination Protections. Employee Relations Law Journal, 45(3), 20–25. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=139579175
  • Rennison, B. W. (2014). Cracking the gender codes:Discourses of women in leadership and management.
  • Richter, D. (2012). Language Rights Revisited - The Challenge of Global Migration and Communication. Berliner Wissenschafts-Verlag.
  • Rumors that changed the world : a history of violence and discrimination, Chirovici, E. O., 2015
  • Stangor, C., Swim, J. K., Sechrist, G. B., DeCoster, J., Van Allen, K. L., & Ottenbreit, A. (2003). Ask, Answer, and Announce: Three stages in perceiving and responding to discrimination. European Review of Social Psychology, 14(1), 277–311. https://doi.org/10.1080/10463280340000090
  • Strange, C. (2015). A Case for Legal Records in Women’s and Gender History. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2E608502
  • Strathern, M. (2016). Before and After Gender : Sexual Mythologies of Everyday Life. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): HAU Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AAFF0396
  • The multicultural path : issues of diversity and discrimination in democracy, Mahajan, G., 2002
  • V. Pupavac. (2012). Language Rights : From Free Speech to Linguistic Governance. Palgrave Macmillan.
  • Права женщин в системе прав человека : международный и национальный аспект, Поленина, С. В., 2000
  • Тарасенко, Е. А. (2010). Disability policy: cross-cultural analysis and optimal conception search for Russia ; Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C0D52FD

Авторы

  • Маметниязова Людмила Ниязгельдыевна
  • Соболева Анита Карловна