• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Moscow, 3 Bolshoy Trekhsvyatitelsky Pereulok, room 452

Administration
School Head Sergey Nagikh
Irina Shershneva-Tcitulskaya
Deputy Head Irina Shershneva-Tcitulskaya
Article
Trust in Artificial Intelligence: Challenges and Prospects of Legal Regulation
In press

Вашурина С. С.

Legal Issues in the Digital Age. 2025.

Book chapter
Different Facets of Cyber Hate in Russia and Controversial Legal Responses

Anita Soboleva, Alyona Gerashchenko.

In bk.: Handbook on Cyber Hate: The Modern Cyber Evil. Cham: Springer, 2024. Ch. 17. P. 335 - 355.

Working paper
Introducing Patent Linkage in Russia: An Odd Choice at Odd Times

Gavrilova O., Kotova D.

BRICS Competition Law and Policy Series. WP 22. Higher School of Economics, 2021

Source Studies of the History of Russian State and Law

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Mago-Lego
When:
4 module

Instructor

Абакумова Евгения Владимировна

Абакумова Евгения Владимировна

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Источниковедение истории государства и права России» дает целостное представление о развитии системы исторических источников по истории государства и права России, об их взаимосвязях и закономерностях эволюции, раскрывает их информационный потенциал. Студенты, изучающие дисциплину, знакомятся с основными историческими источниками, сохранившими ретроспективную информацию о развитии государственных институтов и права Руси/Росси с XI по XX в. По результатам освоения дисциплины студенты смогут оценивать информационный потенциал различных видов исторических источников, использовать оптимальные методы получения и обработки ретроспективной информации, применять полученные знания для решения конкретных проблем, связанных с историей государства и права Руси/России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать целостное представление о развитии системы исторических источников по истории государства и права России, об их взаимосвязях и закономерностях эволюции, раскрыть их информационный потенциал
  • знакомство студентов с проблематикой исторического источниковедения и его методами
  • усвоение понятийно-категориального аппарата современного исторического источниковедения
  • знакомство с проблемой интерпретации понятий «исторический источник», «критика источника», «ретроспективная информация» в современной историографии
  • формирование представлений о существующих системах классификации исторических источников по истории государства и права Руси/России
  • формирование представлений об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников по истории государства и права Руси/России
  • овладение базовыми навыками анализа исторических источников и работы с ретроспективной информацией
  • знакомство с историографией исторического источниковедения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент владеет общими представлениями о специфике отображения исторической реальности в законодательных источниках
  • студент владеет принципами отображения реальности в исторических источниках
  • студент дает квалификацию актовых материалов как носителей ретроспективной информации по истории государства и права Руси/России
  • студент дает квалификацию законодательных актов как источников по истории государства и права
  • студент дает квалификацию программных, уставных и директивных документов политических партий и общественных организаций как источника по изучению истории государства и права России
  • студент дает квалификацию статистики как источника по изучению истории государства и права России
  • студент дает квалификацию судебно-следственных материалов как источника по изучению истории государства и права России
  • студент дает квалификацию учетного материала как источника для изучения истории государства и права Руси/России
  • студент дает определение летописания как специфического вида исторических источников
  • студент дает определение объекта и предмета изучения исторического источниковедения
  • студент дает определение основных понятий, связанных с источниками личного происхождения
  • студент дает определение основных понятий, связанных с источниковедением литературных и публицистических произведений
  • студент дает определение основных понятий, связанных с периодической печатью как источника по истории государства и права России
  • студент использует специальные методы анализа программных, уставных и директивных документов политических партий и общественных организаций как источника по изучению истории государства и права России
  • студент использует специальные методы анализа ретроспективной информации, сохранившейся в законодательных актах
  • студент использует специальные методы анализа статистических материалов как источника по изучению истории государства и права России
  • студент использует специальные методы анализа судебно-следственных материалов как источника по изучению истории государства и права Руси/России
  • студент использует специфические методы работы с летописными текстами
  • студент использует формулярный анализ для обработки актового материала
  • студент корректно использует источниковедческую терминологию в историко-правовых исследованиях
  • студент корректно использует специальные термины, связанные с летописанием
  • студент находит, анализирует и обрабатывает в учетной документации информацию по истории государства и права Руси/России
  • студент находит, анализирует и обрабатывает информацию об истории государства и права Руси/России, сохранившуюся в актовых материалах
  • студент находит, анализирует и обрабатывает историко-правовую информацию, содержащуюся в периодической печати
  • студент находит, анализирует и обрабатывает историко-правовую информацию, сохранившуюся в источниках личного происхождения
  • студент находит, анализирует и обрабатывает историко-юридическую информацию в литературных и публицистических произведениях
  • студент находит, анализирует и обрабатывает историко-юридическую информацию, сохранившуюся в статистических материалах
  • студент находит, анализирует и обрабатывает историко-юридическую информацию, сохранившуюся в судебно-следственных материалах
  • студент находит, анализирует и обрабатывает ретроспективную информацию, сохранившуюся в программных, уставных и директивных документах политических партий и общественных организаций
  • студент обладает знанием базовых понятий, критериев и принципов организации актовых материалов как источников по истории государства и права Руси/России
  • студент обладает знаниям и о специфике литературных и публицистических произведений как историко-правовых источников
  • студент обладает знаниями базовых понятий исторического источниковедения
  • студент обладает знаниями базовых понятий, критериев и принципов организации законодательства как историко-юридического источника
  • студент обладает знаниями о ведении и хранении программных, уставных и директивных документов политических партий и общественных организаций
  • студент обладает знаниями о периодической печати как источнике по истории государства и права России
  • студент обладает знаниями о подвидах и особенностях формирования и функционирования источников личного происхождения
  • студент обладает знаниями о формах и методах организации и фиксации административного и хозяйственного учета в Руси/России
  • студент обладает знаниями об организации, ведении и хранении статистических данных
  • студент обладает знаниями об организации, ведении и хранении судебно-следственных материалов как специальной системы государственного делопроизводства
  • студент обладает общими представлениями о специфике отображения реальности в летописных текстах
  • студент осуществляет историко-правовую экспертизу периодической печати
  • студент осуществляет историко-правовую экспертизу программных, уставных и директивных документов политических партий и общественных организаций
  • студент осуществляет историко-правовую экспертизу статистических материалов
  • студент осуществляет историко-правовую экспертизу судебно-следственных материалов
  • студент осуществляет историко-правовую экспертизу учетной документации
  • студент осуществляет историко-юридическую экспертизу актовых материалов
  • студент применяет специальные методы обработки историко-юридической информации, сохранившейся в учетной документации
  • студент работает с законодательными материалами как специфическими носителями информации об истории государства и права Руси/России
  • студент работает с периодической печатью как с источником по истории государства и права России
  • студент работает с публикациями актовых материалов
  • студент работает с публикациями источников личного происхождения
  • студент работает с публикациями литературных и публицистических произведений
  • студент работает с публикациями программных, уставных и директивных документов политических партий и общественных организаций
  • студент работает с публикациями статистических материалов
  • студент работает с публикациями судебно-следственных материалов
  • студент работает с публикациями учетной документации
  • студент усваивает критерии отнесения текста к числу исторических источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общая характеристика исторических источников. Источниковедение как специальная историческая дисциплина.
  • Тема 2. Летописание как исторический источник.
  • Тема 3. Законодательство как исторический источник по истории государства и права.
  • Тема 4. Акты как исторический источник по истории государства и права.
  • Тема 5. Материалы фискального, административного и хозяйственного учета как источник по истории государства и права.
  • Тема 6. Судебно-следственные материалы как источник по истории государства и права.
  • Тема 7. Статистика как источник по истории государства и права.
  • Тема 8. Программные, уставные и директивные документы политических партий и общественных организаций как источник по истории государства и права.
  • Тема 9. Периодическая печать как источник по истории государства и права.
  • Тема 10. Источники личного происхождения как носители информации по истории государства и права.
  • Тема 11. Литературные и публицистические произведения как источник по истории государства и права.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.4 * Активность на семинарах + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.] ; под ред. А. В. Сиренова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03318-2
  • Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки: Учебное пособие / Григорьева И. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005133-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548060
  • Источниковедение: Практикум / Голубева Е.В. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 90 с.: ISBN 978-5-7638-3498-7

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Беляев, И. Д. О Несторовой летописи  / И. Д. Беляев. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 74 с. — ISBN 978-5-507-13101-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/13496 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Каченовский, М. Т. Параллельные места в русской летописи / М. Т. Каченовский. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 5 с. — ISBN 978-5-507-12712-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10464 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Данилевский Игорь Николаевич
  • Абакумова Евгения Владимировна
  • Арутюнова Тамара Робертовна