• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Moscow, 3 Bolshoy Trekhsvyatitelsky Pereulok, room 452

Administration
School Head Sergey Nagikh
Irina Shershneva-Tcitulskaya
Deputy Head Irina Shershneva-Tcitulskaya
Article
Trust in Artificial Intelligence: Challenges and Prospects of Legal Regulation
In press

Вашурина С. С.

Legal Issues in the Digital Age. 2025.

Book chapter
Different Facets of Cyber Hate in Russia and Controversial Legal Responses

Anita Soboleva, Alyona Gerashchenko.

In bk.: Handbook on Cyber Hate: The Modern Cyber Evil. Cham: Springer, 2024. Ch. 17. P. 335 - 355.

Working paper
Introducing Patent Linkage in Russia: An Odd Choice at Odd Times

Gavrilova O., Kotova D.

BRICS Competition Law and Policy Series. WP 22. Higher School of Economics, 2021

Research seminar "Law and the Internet"

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
1 year, 4 module

Instructor

Pozdnyakova, Elena A.

Pozdnyakova, Elena A.

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Право и Интернет» знакомит студентов с содержанием понятия Интернет, а также с Рунетом как составной частью глобальной сети. Особое внимание уделяется правам человека в Интернете. Исследованию подлежит вновь сформировавшийся вопрос «цифровые права – это новое поколение или фикция?», поиск ответа на который является значимым для всей системы прав человека. Кроме того, в данном аспекте уделяется внимание исследованию прав на доступ к Интернету и праву на доступ к информации к Интернете (включая блокировку сайтов) и реализации права на забвение в Интернете. Возможности Интернета создают и новые угрозы безопасности. В связи с чем отдельное внимание уделено праву за защиту персональных данных в Интернете как неотъемлемой части права на уважение частной и семейной жизни. Исследуются также позиции компаний, запрещающих или ограничивающих право своих работников на доступ к Интернету. Самостоятельное место принадлежит методологии выстраивания правоотношений в Интернете между государством, гражданами и юридическими лицами, включая оказание государственных услуг. Рассматривается также порядок ведения бизнеса в Интернете (на примере купли-продажи товаров, таргетированной рекламы и др.). Основной целью проекта является подготовка студентов к дальнейшей профессиональной научной деятельности посредством формирования навыков критического анализа эмпирических данных и научных теорий. Проект позволяет студенту почувствовать себя частью исследовательского коллектива, учит доносить идеи до открытой к диалогу аудитории. Результатом работы студента становится научная статья, либо общеправовая экспертиза и составление заключения на содержание сайта с точки зрения соответствия действующему законодательству.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представлений о процессе научного исследования, в том числе, о выборе анализируемой проблемы, формулировке цели работы и перечня проверяемых гипотез, метода исследования, об определении круга используемой информации и методах её верификации и т.д.
  • овладение исследовательскими методами и умением осуществлять их выбор, исходя из стоящей задачи, специфики анализируемого объекта и имеющейся информации
  • изучение специфики правовых исследований, связанных с разнообразием объектов исследований (общество, человек, организация, государство, право, корпорации)
  • получение представления об особенностях отечественной юридической науки
  • овладение навыками написания, оформления и защиты научных и, в частности, научных квалификационных работ разного уровня, включая проектирование их структуры, выбор стилистики изложения, способов представления правовой, социологической, статистической информации и результатов исследования
  • освоение студентами знаний и навыков поиска и оценки информации, в том числе её достоверности и актуальности
  • формирование навыков работы с академическими (научными) текстами: чтение, структурирование текста, обобщение материала, поиск и выделение основных тезисов
  • формирование навыков публичной презентации результатов собственного исследования с использованием современных мультимедийных технологий и программных средств
  • овладение навыками участия в научной дискуссии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные принципы проведения научной и научно-исследовательской работы, назначение и примерное содержание основных её блоков
  • знать типовую структуру и логику научных квалификационных работ
  • знать терминологию, используемую при проведении научно-исследовательских работ
  • уметь выбирать анализируемую проблему
  • уметь формулировать тему, цель и задачи исследования
  • уметь определять объект и предмет исследования
  • уметь находить необходимую информацию, выбирать соответствующий ей и поставленной цели метод анализа
  • уметь подбирать и реферировать научную литературу (в том числе, англоязычную) по теме исследования
  • иметь навыки (приобрести опыт) написания научной работы и выполнения презентации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Государство, право, Интернет
  • Тема 2. Основные начала правового регулирования отношений в сети Интернет в Российской Федерации
  • Тема 3. Электронное государство
  • Тема 4. Интернет-право и цифровая экономика
  • Тема 5. Информационное обеспечение предпринимательства
  • Тема 6. Правовое регулирование электронного документооборота
  • Тема 7. Защита персональных данных в сети Интернет
  • Тема 8. Защита авторских прав в сети Интернет
  • Тема 9. Реклама в сети Интернет
  • Тема 10. Информационно-правовое обеспечение управления
  • Тема 11. Правосознание и правовая культура субъектов интернет-отношений
  • Тема 12. Отношения по обеспечению информационной безопасности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устные ответы на занятиях
    Оценка за устные ответы на занятиях (результаты устного опроса, аудиторной работы)
  • неблокирующий Проект (статья)
    Статья готовится студентом в письменной форме, по теме из предложенного перечня. Статья должна быть подготовлена и сдана преподавателю до окончания четвертого модуля в порядке и сроки, установленные преподавателем. Статья представляет собой творческую работу, в результате которой студентом должен быть проведен детальный правовой анализ (исследование). Статья должна соответствовать критериям научности и оригинальности.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.6 * Проект (статья) + 0.4 * Устные ответы на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Архипов, В. В.  Интернет-право : учебник и практикум для вузов / В. В. Архипов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 249 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03343-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511640 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Рассолов, И. М.  Информационное право : учебник и практикум для вузов / И. М. Рассолов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 415 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14327-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510644 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Информационное право : учебник для бакалавров, Рассолов, И. М., 2015

Авторы

  • Чернушина Вера Олеговна
  • Позднякова Елена Александровна