We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

3 Bolshoi Tryokhsvyatitelsky Pereulok, room 411
109028, Moscow

Phone: +7(495) 772-95-90,
ext. 22755

Administration
School Head Natalia Erpyleva
Deputy School Head Aleksandra Kasatkina

3 Bolshoi Tryokhsvyatitelsky Pereulok, room 411
Phone: +7(495) 772-95-90, ext. 22746

Book chapter
Digital financial assets and digital currency: legal nature and legal regulation of turnover

Bashilov B. I., Galkina M. V., Berman A.

In bk.: III International Scientific and Practical Conference “Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth” (MTDE 2021). Vol. 106. SHS Web of Conferences, 2021. Ch. 02005. P. 1-6.

Working paper
THE SOCIAL HISTORY OF LAW AS A FACTOR OF THE RULE OF LAW

Fogelson Y. B., Poldnikov D.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2021. No. WP BRP 98/LAW/2021.

Contacts

3 Bolshoi Tryokhsvyatitelsky Pereulok, room 411
109028, Moscow

Phone: +7(495) 772-95-90,
ext. 22755

Administration
School Head Natalia Erpyleva
Deputy School Head Aleksandra Kasatkina

3 Bolshoi Tryokhsvyatitelsky Pereulok, room 411
Phone: +7(495) 772-95-90, ext. 22746

Corporate Compliance

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Optional course (faculty)
When:
2 module

Instructor

Лепилина Светлана Юрьевна

Лепилина Светлана Юрьевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Комплаенс в корпорациях» посвящена углубленному изучению актуальных вопросов правового регулирования в области комплаенс, а также практики построения эффективных систем комплаенс-контроля. Необходимость преподавания данной дисциплины продиктована актуальной потребностью внедрения в коммерческих организациях действенных средств управления комплаенс-рисками, напрямую связанными с соблюдением различных регуляторных требований, а также требований в части добросовестного поведения на рынке, стандартов общественных организаций и лучших деловых практик. Отсутствие системы управления комплаенс-рисками может привести к росту финансовых потерь компании, невозможности осуществления эффективного внутреннего контроля, и в конечном счете потере деловой репутации и реализации регуляторных рисков. В связи с этим в рамках дисциплины студентами изучаются наиболее важные области контроля комплаенс-риска, а также система правовых мер, направленных на минимизацию риска в каждой из данных областей при построении эффективной системы комплаенс-менеджмента в коммерческой организации. В результате освоения дисциплины студент должен: • знать ключевые понятия, принципы; • уметь юридически грамотно толковать и применять нормы действующего законодательства в практической деятельности; • иметь навыки (приобрести опыт) работы с научной литературой, российским и зарубежным законодательством, международными нормативными актами; при-обрести опыт построения эффективной системы комплаенс-менеджмента
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Комплаенс в корпорациях» являются ознакомление студентов с теоретическими и практическими проблемами управления комплаенс-рисками с учетом новейшего законодательства и международной практики, выработка навыков работы с нормативными правовыми актами, а также выработка навыков применения риск-ориентированного подхода при построении системы комплаенс-менеджмента. В рамках дисциплины студентами изучаются наиболее важные области контроля комплаенс-риска (противодействие легализации денежных средств, противодействие коррупции, борьба с инсайдом и манипулированием, санкционный контроль, защита прав инвесторов, и др.), а также система правовых мер, направленных на минимизацию риска в каждой из данных областей при построении эффективной системы комплаенс-менеджмента в коммерческой организации. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: • ключевые понятия, принципы; • основные нормативные требования во всех изученных областях комплаенс-контроля; • основные тенденции развития международно-правового регулирования в изучаемой области; уметь: - юридически грамотно толковать и применять нормы действующего законодательства в практической деятельности; - оценивать эффективность системы комплаенс-менеджмента компании; - определять ключевые области комплаенс риска и вырабатывать комплекс правовых и процедурных мер, направленных на их минимизацию; владеть: - навыками работы с научной литературой, российским и зарубежным законодательством, международными нормативными актами; - навыками построения эффективной системы комплаенс-менеджмента. - навыками осуществления прикладной деятельности в международной среде Изучение дисциплины «Комплаенс в корпорациях» базируется на имеющихся у студентов базовых знаниях гражданского права, предпринимательского права, банковского права, основ законодательства о рынке ценных бумаг, законодательства в сфере защиты конкуренции, экономической теории
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий, использует корректные термины в соответствии с действующим законодательством; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных); осуществляет пошаговый анализ комплаенс-процедур
  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий, использует корректные термины в соответствии с действующим законодательством; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных); осуществляет пошаговый анализ комплаенс-процедур.
  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; дает определение основных понятий; обладает глубокими знаниями в отношении базовых критериев классификации комплаенс-рисков.
  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных).
  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных); применяет к юридическому факту действующую норму права (законодательство РФ, ЕС).
  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных); применяет к юридическому факту действующую норму права (законодательство, акты ЦБ РФ)
  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; работает со специализированными правовыми системами (базами данных), иностранным законодательством и международными правовыми актами; применяет к юридическому факту действующую норму права (законодательство РФ, ЕС, международные нормы права).
  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; работает со специализированными правовыми системами (базами данных), иностранным законодательством и международными правовыми актами; применяет к юридическому факту действующую норму права (законодательство РФ, иностранных государств, ЕС, международные нормы права).
  • определяет уровни регулирования; соотносит государственное и негосударственное регулирование, анализирует и сопоставляет правила нормативных источников и актов «мягкого права»; использует специальные методы познания при анализе и обработке юридически значимой информации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема № 1. Понятие комплаенс-риска. Виды и источники комплаенс-рисков
  • Тема 2. Нормативно-правовое регулирование в области управления комплаенс-рисками.
  • Тема 3. Управление комплаенс-рисками в сфере ПОД/ФТ
  • Тема 4. Защита прав инвесторов
  • Тема № 5. Санкционный комплаенс
  • Тема 6. Инсайд и манипулирование
  • Тема 7. Иные области осуществления комплаенс-контроля
  • Тема 8. Управление комплаенс-рисками в сфере противодействия коррупции
  • Тема 9. Комплаенс-менеджмент
  • Тема 10. Организация эффективной службы комплаенс в российской компании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Устный опрос
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность на семинарах + 0.6 * Устный опрос + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Комплаенс - программа организации : практическое руководство, Черепанова, В. А., 2019
  • Комплаенс-программа организации : практич. руководство / В.А. Черепанова. — 4-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 288 с. — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ba3bb33842875.14064221. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1000025

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антикоррупционный комплаенс - контроль в странах БРИКС : моногр., Иванов, Э. А., 2015
  • Львова, С. В. Квалифицированный инвестор: опыт, реальность и перспективы : монография / С. В. Львова. — Москва : Юстицинформ, 2020. — 124 с. — ISBN 978-5-7205-1605-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/140655 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Селивановский А.С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг / А.С. Селивановский. - Москва : ВШЭ, 2014. - 580 с. - ISBN 978-5-7598-1083-4. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/340642/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.

Авторы

  • Лепилина Светлана Юрьевна