• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

3 Bolshoi Tryokhsvyatitelsky Pereulok, room 411
109028, Moscow

Phone: +7(495) 772-95-90,
ext. 22755

Administration
School Head Natalia Yerpyleva
Deputy School Head Aleksandra Kasatkina

3 Bolshoi Tryokhsvyatitelsky Pereulok, room 411
Phone: +7(495) 772-95-90, ext. 22746

Article
Bargaining inequality: ways to overcome it in international commercial law and in private international law

Olga V. Fonotova, Belyaeva L. E.

RUDN Journal of Law. 2023. Vol. 27. No. 4. P. 1043-1064.

Book chapter
Digital financial assets and digital currency: legal nature and legal regulation of turnover

Bashilov B. I., Galkina M. V., Berman A.

In bk.: III International Scientific and Practical Conference “Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth” (MTDE 2021). Vol. 106. SHS Web of Conferences, 2021. Ch. 02005. P. 1-6.

Working paper
THE SOCIAL HISTORY OF LAW AS A FACTOR OF THE RULE OF LAW

Fogelson Y. B., Poldnikov D.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2021. No. WP BRP 98/LAW/2021.

Economic Analysis of Law

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Mago-Lego
When:
2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина (научно-исследовательский семинар) «Экономический анализ права» посвящена изучению основных теоретических концепций и институтов экономического анализа права (англ. Law & economics / economic analysis of law), возникшего в 1960–1970-е годы направления научной мысли, которое использует экономический инструментарий для анализа действующего права и исследует влияние правовых норм на экономическое поведение индивидов. Цель данного курса - освоение учащимися основ экономического анализа права в объеме, необходимом для разрешения отдельных проблем законодательства и правоприменения. В результате изучения дисциплины студент научится проводить анализ издержек и выгод правового регулирования и использовать экономические инструменты для оценки эффективности отдельных институтов частного права. Помимо этого, студент может использовать изученный экономико-правовой инструментарий для решения сложных практических вопросов, возникающих на стыке двух наук, либо для проведения междисциплинарных исследований. Дисциплина предусматривает обязательную подготовку к каждому семинарскому занятию (выполнение письменных и устных домашних заданий), выполнение группового проекта, итоговый письменный экзамен. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать основы экономической теории, основные концепции и судебно-арбитражную практику по ключевым вопросам частного права; обладать навыками работы с научной литературой, аналитическими и статистическими материалами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентами основными концепциями, категориями и инструментарием экономического анализа права в объеме, необходимом для разрешения отдельных проблем законотворчества и правоприменения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные направления экономического анализа права, различия между позитивным и нормативным экономическим анализом права; различия между категориями «экономические основания» и «неэкономические основания» частноправового регулирования
  • знает суть понятий «провалы рынка», «экстерналии», «справедливость», «патернализм»; категории «поведенческая экономика», «когнитивное искажение», «теория подталкивания» (nudge theory), «диспозитивные нормы» (default rules); основные стратегии оптимального распределения рисков и обязательств в договоре
  • умеет проводить анализ издержек и выгод правого регулирования; оценивать предлагаемое правовое регулирование с позиции экономической эффективности; различать средства защиты гражданских прав по «правилу собственности» (property rule) и средства защиты прав по «правилу ответственности» (liability rule); анализировать корпоративные отношения с позиции агентской и бихевиористской теории; применять теорию игр при анализе деликтов; проводить экономический анализ основных положений договора
  • владеет методами анализа правовых норм с позиции поведенческой экономики и определения вариантов их оптимизации; методикой применения на практике основных средств повышения эффективности деятельности корпорации; методикой проведения экономического анализа слияний и поглощений; инструментарием оценки и возмещения ущерба в деликтных отношениях; основными инструментами эффективного расторжения договора
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие и основания частноправового регулирования
  • Введение в экономический анализ права
  • Основные концепции экономического анализа права
  • Поведенческая экономика и частное право
  • Экономический анализ права собственности
  • Экономический анализ корпоративного права
  • Экономический анализ деликтного права
  • Экономический анализ договорного права
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Во время проведения Элемента контроля студенты, по решению преподавателя, могут пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации, перечень которых устанавливается преподавателем и содержится в настоящей Программе. Использование материалов, не предусмотренных указанным перечнем, а также попытка общения с другими студентами или иными лицами, в том числе с применением электронных средств связи, несанкционированные перемещения студентов, наличие у студента запрещенных преподавателем электронных средств связи, намеренное отключение от видеоконференции или переключение вкладки браузера при явном запрете преподавателя и иные нарушения студентом объявленного порядка проведения Элемента контроля являются основанием для прекращения проведения Элемента контроля для конкретного студента (удаление из аудитории, отключение от видеоконференции и иное) и проставления оценки «0» за Элемент контроля. Студент обязан явиться на Элемент контроля в указанное в расписании либо более точно установленное преподавателем (в случае устного Элемента контроля) время. В случае дистанционного проведения Элемента контроля студент обязан подключиться к видеоконференции, загрузить файл в информационную образовательную систему, завершить тест или иным оговоренным с преподавателем способом явиться на Элемент контроля в указанное в расписании либо более точно установленное преподавателем (в случае синхронного Элемента контроля) время. В случае опоздания студента время, отведенное на Элемент контроля, продлевается по усмотрению преподавателя. Студент, подключившийся к видеоконференции или явившийся на Элемент контроля, но решивший, что по состоянию здоровья не может в нем участвовать, должен заявить об этом до получения задания, что в рабочей ведомости фиксируется словом «неявка». О невозможности выполнить асинхронный Элемент контроля по состоянию здоровья студент должен предупредить учебный офис и преподавателя не позднее наступления окончательного срока сдачи задания. Если студент отказался от продолжения участия в Элементе контроля, когда часть работы выполнена, эта часть работы оценивается в соответствии с установленными критериями. Если студент отказался от продолжения участия в Элементе контроля и не выполнил никакую часть работы, это фиксируется оценкой «0» в рабочей ведомости, независимо от наличия медицинской справки как до, так и после отказа от продолжения участия в Элементе контроля. Уважительной причиной неявки студента на Элемент контроля считаются болезнь, подтвержденная медицинской справкой, а также иные уважительные причины. Медицинская справка или отсканированная копия должна быть предъявлена либо направлена по электронной почте студентом в учебный офис или менеджеру программы, в день, в который, в соответствии со справкой, ему указано приступить к занятиям. Иные уважительные причины подтверждаются документально менеджеру программы не позднее 3 учебных дней после неявки. Решение о признании причины уважительной принимает менеджер программы. К уважительным причинам не относится отсутствие студента на Элементе контроля, вызванное обстоятельствами, связанными с работой студента (служебные командировки, рабочее время и т.п.).
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Групповой проект-1
  • неблокирующий Групповой проект-2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность на семинарах + 0.6 * Экзамен + 0.1 * Групповой проект-2 + 0.1 * Групповой проект-1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Экономический анализ права, Карапетов, А. Г., 2016