We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

3 Bolshoy Trekhsvyatitelsky Pereulok, room 326
Phone: 8 (495) 7729590,
ext. 23040
 

Administration
School Head Vadim Vinogradov
Deputy Head Larisa Soldatova
Manager Alfia Taktarova
Book
Global Food Value Chains and Competition Law

Edited by: I. Lianos, A. Ivanov, D. Davis.

Cambridge: Cambridge University Press, 2022.

Article
Risk-Based Approach as a Basic Element of the Tax Security of the States in the BRICS Countries

K. Ponomareva, Maslov K., Mironova S.

BRICS Law Journal. 2024. Vol. 11. No. 4. P. 57-80.

Book chapter
The effectiveness of local governments in the context of a unified system of public authority

Тагиев Э. С.

In bk.: Муниципальная власть в современном мире. Сборник материалов научно-практического форума. M.: 2023. P. 255-257.

Working paper
Fairness Meets Machine Learning: Searching For A Better Balance

Semenova E., Перевощикова Е. Ю., Ivanov A. et al.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2019

Contacts

3 Bolshoy Trekhsvyatitelsky Pereulok, room 326
Phone: 8 (495) 7729590,
ext. 23040
 

Administration
School Head Vadim Vinogradov
Deputy Head Larisa Soldatova
Manager Alfia Taktarova

Comparative Public Law

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered by:
School of Public Law
Type:
Mago-Lego
When:
1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина охватывает целый ряд тем, возникающих при сравнительном изучении конституционных систем, систем построения публичной власти и управления, существующих в различных государствах. При сосредоточении на конституционном устройстве и праве зарубежных государств, в частности США, Австралии, Канады, Франции, Германии, Великобритании, Японии, в сравнении с конституционным устройством и правом Российской Федерации рассматриваются отдельные проблемы конституционного права и принятия конституционных решений. Так, сравнение основы и структуры контроля за обеспечением конституционности законов (например, как устроены суды, участвующие в конституционном контроле, как назначаются их судьи, каковы источники их полномочий участвовать в конституционный контроль) направлено на понимание сущности и значимости данного института в разных правовых системах. Изучение различных конституционных подходов к реагированию на чрезвычайные ситуации, значений терминов в разных системах и иных сравнительно-правовых аспектов позволит лучше понимать и трактовать решения, принимаемые органами власти и управления различных государств. Кроме этого, дисциплина включает в себя комплексное рассмотрение вопросов, касающихся публичного права, в частности: организация публичной власти, взаимоотношения между ветвями власти, реализация принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, рассмотрение форм конституционного федерализма и проблем устройства унитарных государств, вопросы конституционной юстиции и иных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у выпускников магистратуры системы тео6ретических знаний и практических навыков в области сравнительного правоведения, успешному применению этих знаний и навыков в процессе изучения других юридических дисциплин, а также в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент объясняет место проблем истории отечественного государства и права в системе юридических наук и научных знаний, ее роль в развитии мировоззрения квалифицированного юриста
  • Студент объясняет логику и закономерности развития проблем истории отечественного государства и права, их взаимосвязи с развитием общества, государства и других общественных и естественных наук
  • Студент использует понятия и категории историко-юридической науки
  • Использует методы современной историко-юридической науки, определяет их назначение и особенности применения и особенности организации научной работы в историко-юридических исследованиях
  • Работает с правовыми источниками и научной литературой, используя достижения современных информационных технологий
  • Студент применяет полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права и для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы
  • Студент различает основные формы государств, применяет знания на практике
  • Студент сравнивает понятие и содержание "публичного права" в зависимости от правовой системы государства
  • Студент анализирует основные тенденции конституционного развития и сравнивает их
  • Студент анализирует и сравнивает различные способы организации органов публичной власти
  • Студент применяет полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права и для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы
  • Студент применяет историко-правовой анализ различных концепций становления и развития государственно-правовых явлений
  • Студент подвергает глубокому и всестороннему анализу источники, научные труды, содержащиеся в них научно значимые положения в профессиональных целях, а также в целях саморазвития и совершенствования правовой культуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие сравнительного правоведения
  • Тема 2. Методология сравнительного правоведения
  • Тема 3. Происхождение и сущность государства
  • Тема 4. Форма государства
  • Тема 5. Содержание публичного права
  • Тема 6. Основы конституционного строя
  • Тема 7. Организация публичной власти
  • Тема 8. Основы правового положения личности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение и активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Доклад
    Оценка, выставляемая за доклад, рассчитывается как сумма оценки за наличие и качество презентации в формате Power Point (от 0 до 2 баллов), оценки за полноту и качество устного изложения материала по выбранной теме (от 0 до 5 баллов), оценки за качество ответов на вопросы (от 0 до 1 баллов), за участие в обсуждении докладов иных студентов (выступление с вопросом, мнением, предложением) студент может получить не более 2 баллов. На выступление студента с докладом отводится не более 15 минут, на вопросы и обсуждение - 5 минут.
  • неблокирующий Контрольная работа (кейс-эссе)
    Контрольная работа готовится студентом в письменной форме, по теме из предложенного перечня. Контрольная работа должна быть подготовлена и сдана преподавателю до окончания первого модуля в порядке и сроки, установленные преподавателем. Контрольная работа представляет собой творческую работу, в результате которой студентом должен быть проведен детальный правовой анализ (исследование) решения органа конституционной юстиции по различным вопросам публичного права, основанного на нормативно-правовом регулировании рассматриваемого дела. Вместе с тем, в работе должно быть проведено сравнительно-правовое исследование правовых позиций органов конституционной юстиции по схожей проблематике в иных юрисдикциях (предпочтительно провести сравнение с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации). Контрольная работа должна соответствовать критериям научности и оригинальности.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзаменационная работа может включать тестовые задания и (или) «открытые» вопросы по всем темам учебной дисциплины. Экзамен проводится в письменной форме посредством использования платформы SmartLMS. На выполнение экзаменационных заданий отводится два академических часов. Пересдача экзаменационной работы допускается при наличии уважительных причин пропуска экзамена, в порядке предусмотренном локальными актами НИУ ВШЭ. Пересдача проводится в том же самом формате (включая тематический состав контрольно-измерительных материалов). Итоговая оценка за письменный экзамен складывается из оценки за тестовую часть и оценки за ответ на открытый вопрос по следующей формуле: 0,5*оценка за тест + 0,5*оценка за ответ на открытый вопрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.4 * Экзамен + 0.2 * Контрольная работа (кейс-эссе) + 0.2 * Посещение и активность на семинарских занятиях + 0.2 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конституционное право зарубежных стран : Учебник, Чиркин В.Е., 1999
  • Конституционное право России : Учебник, Чиркин, В.Е., 2008
  • Основные правовые системы современности : (сравнительное право), Давид, Р., 1967
  • Основы сравнительного государствоведения, Чиркин В.Е., 1997
  • Сравнительное правоведение : основные правовые системы современности: учебник, Саидов, А. Х., 2009
  • Сравнительное правоведение : учебник для магистратуры, Чиркин, В. Е., 2017
  • Сравнительное правоведение, Малько, А. В., 2017
  • Теория государства и права : Учебник, Марченко, М.Н., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Конституционное право : курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов, Чиркин, В. Е., 2013
  • Конституционное право зарубежных стран : учебник, Лейбо, Ю. И., 2012
  • Конституционное право России : Учебник, Козлова Е.И., Кутафин, О.Е., 1998
  • Основы публично - правового управления : учебное пособие, Чиркин, В. Е., 2016
  • Сравнительное правоведение, Саидов, А.Х., 2007

Авторы

  • Нагих Сергей Иванович