"Фотография – это творчество и вдохновение. Не нужно бояться некомфортных ситуаций, потому что они часто помогают создать самые интересные и необычные снимки" – интервью в Вероникой Баташвили.
На этот раз мы представляем вам интервью с Вероникой Баташвили – талантливым фотографом, которая совмещает свое увлечение с учебой и работой в юридической фирме. Читайте и узнавайте для себя новое!
Вероника, давай поговорим о твоем увлечения фотографией: когда ты начала снимать?
Меня вдохновили работы одной девочки, мы учились вместе в школе. И я решила попросить у родителей фотоаппарат, потому что мне тоже захотелось делать классные снимки. Но потом я, конечно, поняла, что только желания фотографировать и наличия фотоаппарата недостаточно, поэтому пошла на курсы фотографии. Это было в девятом классе, так что прошло уже лет шесть. Я втянулась в процесс, тем более там был очень хороший преподаватель, который направил мое желание в нужное русло: научил, как пользоваться фотоаппаратом, обучил базовым правилам обработки. Ну а дальше я уже просто очень много практиковалась.
С чего все начиналось? Ты снимала только друзей и близких?
Да, сначала я снимала, в основном, друзей и родственников. Думаю, у многих так все и начиналось.
Когда твое увлечение вышло на более профессиональный уровень?
Думаю, года два назад я начала воспринимать это как нечто более серьезное и стала подходить к процессу съемки более ответственно.
И как часто у тебя теперь появляются заказы?
На самом деле, раз на раз не приходится. Обычно много заказов выпадает на разные праздники. Еще люди любят фотографироваться после каникул и отпуска, потому что они приезжают загорелые, отдохнувшие. Но в принципе, всегда по-разному: случается такое, что заказы буквально наваливаются на меня, и я даже не знаю, как грамотно распределить свое время. Иногда после такого завала наступает тишина, и я думаю: «спасибо, наконец-то выходной!». Если говорить о каком-то расписании, то я стараюсь снимать примерно два раза в неделю. Больше трех заказов в неделю я обычно не беру, так как у меня просто не хватит времени.
Кто, в основном, твои клиенты: друзья или совершенно незнакомые люди?
И друзья, и просто приятели, и совершенно незнакомые люди. И снимать как раз незнакомых очень интересно и полезно в каком-то плане. К незнакомцу надо найти подход, ведь задача фотографа – это не только снять красивую картинку, но еще и раскрыть человека на фотографии, показать его «изюминку». Большинство людей в незнакомой обстановке чувствуют себя скованно, а тут на них еще и камера с огромным объективом направлена, которая очень смущает, кстати. Вот здесь задача фотографа снять это напряжение и страх, создать максимально комфортные и приятные условия, чтобы удобно было и тому, кого ты снимаешь, и тебе самому. Лично для меня важнее всего сам процесс съемки, после каждого сета я спрашиваю людей про их ощущения, что им понравилось или не понравилось. Конечно, очень приятно слышать, когда люди говорят: «Это было так здорово! Давай повторим», но меня заряжает и мотивирует не только такой приятный отклик, но и сам процесс.
Для тебя важно, чтобы твои взгляды и идеи по поводу съемки совпадали с взглядами клиента? Ты можешь отказать, если тебя не привлекает задумка человека?
Я стараюсь никому не отказывать, так как важно выходить из зоны комфорта, искать вдохновение в совершенно новых вещах. Если для каждой фотосессии использовать одни и те же трюки, позы и эффекты, то это будет немного скучно. Фотография не предполагает наличие каких-то шаблонов, которые ты можешь выучить и постоянно применять. Фотография – это творчество и вдохновение. Не нужно бояться некомфортных ситуаций, потому что они часто помогают создать самые интересные и необычные снимки. У меня была такая ситуация, когда девочка выбрала в качестве студии зал, который, как я думала, совершенно не соответствовал моему стилю. Но я решила не отказываться и подумать, как это можно обыграть. В итоге, результат был потрясающий, получился очень крутой сет.
Что можешь сказать по поводу теории фотографии? Тебе хватило курсов или ты продолжаешь развиваться, может быть, читаешь специальную литературу?
На курсах обычно обучают только техническим сторонам процесса съемки: как отойти от настроек авторежима, регулировать глубину резкости, подбирать объективы. Это базовые знания, которые нужно знать. Знаешь, как говорят: «для того, чтобы нарушать правила, надо знать эти правила». Нужно обучиться основам, чтобы потом отходить от них осознанно, играть с ними, создавая свой стиль. По поводу развития, я очень часто хожу на выставки, стараюсь посещать лекции фотографов, которые приезжают в Москву, например, недавно была на лекциях Британской Школы Дизайна. Интересно послушать об опыте других людей, но фотография – это всегда практика. Можно прочесть сотни книг на эту тему, но пока не попробуешь сам, смысла в этом нет. Нужно взять фотоаппарат в руки, почувствовать свет и тени, поиграть с композицией, я думаю, этому ни одна книга не научит.
А сколько примерно времени ты тратишь на обработку фотографий?
В среднем, я получаю 300 кадров за 2 часа съемки. Из этих кадров мне нужно выбрать 20 лучших. Обработка сразу целого пакета фотографий с применением стандартной обработки – это банально. А когда обрабатываешь одну из выбранных фотографий индивидуально, то обращаешь внимание на мелкие детали и получается очень здорово. Я обрабатываю примерно 3-4 фотографии в день, так как сейчас у меня загруженный график. Если безвылазно сидеть перед монитором, то я справлюсь со всеми фотографиями дня за три, но так как фото – это мой не основной вид деятельности, то я ограничиваю себя двумя неделями.
Получается, фотография занимает достаточно много твоего времени. Как же ты все-таки ее воспринимаешь: как увлечение или работу?
Я не могу сказать, что это моя работа, скорее хобби.
Я знаю, что тебе удается совмещать твое хобби с работой в юридической фирме. Как ты находишь баланс между всеми жизненными активностями?
Да, я работаю уже около полутора лет, провожу фотосъемки, посещаю выставки и театры, а еще живу загородом, но как-то все успеваю :) На самом деле, это непросто, но по-другому я и не смогу. Мне нужно постоянное движение, иначе я впаду в дикую депрессию. Наверное, дело в том, все занятия приносят мне удовольствие.
А что тебе сейчас интересно в рамках твоей юридической карьеры?
Меня интересует коммерческий арбитраж, корпоративное право и скорее всего я буду развиваться в этом направлении. Знаю точно, что меня не привлекает уголовное право. Особенно после общения с людьми, которые работают в этой сфере, я поняла, что уголовная практика напрягает и физически, и морально.
Как ты оцениваешь свой юридический опыт после полутора лет работы?
Когда я только устроилась, я боялась не того, что могу совершить ошибку или неправильно составить исковое заявление, у меня был совершенно иррациональный страх, что меня вдруг просто выгонят. Конечно, как и у многих, вначале у меня возникало ощущение, что я ничего не знаю. Но потом я влилась в коллектив и поняла, что идеальные юристы не такие уж идеальные и что все они также не так давно были студентами, такими же как я. Вообще, опыт работы показал мне, что юридическая сфера очень интересная, и даже учеба стала увлекательнее.
Теперь имея такой опыт, ты сможешь дать совет тем, кто только пытается найти свою первую работу?
Однозначно, не бояться и верить в себя. Нужно понимать, что все люди вокруг не идеальны, они такие же как ты, а на собеседовании тебя никто не съест. Так что, обязательно пробуйте, используйте все предоставленные вам возможности.
Беседовала Алина Газизова.