• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 417, 419, 420

Тел.: 8 (495) 772 95 90 вн. 22842; 23033

E-mail: techlaw@hse.ru

Руководство
Департамент права цифровых технологий и биоправа: Руководитель департамента Ковалева Наталия Николаевна
Заместитель руководителя департамента Солдаткина Оксана Леонидовна
Менеджер Арутюнова Тамара Робертовна

tarutyunova@hse.ru
(495) 772 95 90 вн. 22842

Специалист по учебно-методической работе Шипина Наталья Анатольевна

nshipina@hse.ru
(495) 772 95 90 вн. 22755

Право массовых коммуникаций

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

«Право массовых коммуникаций» является учебной дисциплиной по выбору для изучения студентами 4 курса факультета права по образовательным программам «Право», «Цифровой юрист», «Юриспруденция: частное право», «Юриспруденция: гражданское и предпринимательское право». В результате освоения курса студенты на профессиональном уровне познакомятся с уникальной специальностью «медиаюрист», с российским правом массовых коммуникаций (медиаправом) как позитивным правом, регулирующим организацию и функционирование современной медийной экосистемы, а также с изучаемыми юридической наукой проблемами, касающимися истории возникновения и развития права массовых коммуникаций в России и за рубежом, его основными источниками на международном и национальном уровнях, принципами регулирования профессиональной деятельности журналистов, редакций, медийных организаций, блогеров, иных субъектов массово-информационных правоотношений. Студенты научатся толковать и применять нормы медиаправа в своей профессиональной деятельности, освоят ряд уникальных профессиональных компетенций медиаюриста, связанных с подготовкой документации для регистрации СМИ, с оформлением редакционного запроса информации, с подготовкой устава редакции, с организацией договорных отношений редакции с учредителем СМИ, издателем, вещателем и т. д., с выработкой правовой позиции по защите прав и законных интересов медийных организаций от обвинений в нарушении законодательства о массовых коммуникациях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Овладение студентами основными источниками и институтами права массовых коммуникаций. • Знание и понимание актуальных проблем медиаправа. • Освоение студентами профессиональных компетенций медиаюриста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет и интерпретирует основные понятия права массовой коммуникации
  • Раскрывает правовую природу свободы массовой информации
  • Рассуждает на тему цензурных практик в медиа
  • Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
  • Называет роль и место медиаправа в системе права и законодательства
  • Называет основные этапы развития российского законодательства о массовых коммуникациях
  • Раскрывает правовой режим массовых коммуникаций
  • Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и «новых медиа»
  • Называет глобальные проблемы, связанные с развитием массовой коммуникации на современном этапе
  • Раскрывает правовое понятие злоупотребления свободой массовой информации на основе анализа судебных решений по конкретным делам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Право массовых коммуникаций (медиаправо) в системе права и законодательства
  • Тема 2. Массовые коммуникации как объект прав
  • Тема 3. Конституционный институт свободы мысли, слова, массовой информации
  • Тема 4. Злоупотребление свободой массовой информации: понятие, виды, кумулятивный принцип возложения ответственности
  • Тема 5. Правовые институты учреждения, регистрации и лицензирования в сфере массовых коммуникаций
  • Тема 6. Система правоотношений в сфере производства и выпуска средств массовых коммуникаций
  • Тема 7. Правовые средства обеспечения информационного плюрализма в сфере массовых коммуникаций
  • Тема 8. Правовые статусы журналиста и блогера
  • Тема 9. Массовые коммуникации в избирательной кампании
  • Тема 10. Понятие и пределы ответственности и «относительной привилегии» в сфере массовых коммуникаций
  • Тема 11. Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации в сфере массовых коммуникаций
  • Тема 12. Особенности использования интеллектуальной собственности в сфере массовых коммуникаций
  • Тема 13. Правовое регулирование рекламы в массовых коммуникациях
  • Тема 14. Саморегулирование и со-регулирование в сфере массовых коммуникаций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение лекций
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Проверочная работа
  • неблокирующий Устный опрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Устный опрос + 0.1 * Посещение лекций + 0.4 * Активность на семинарах + 0.2 * Проверочная работа + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 497 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10593-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469790 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ульбашев, А. Х.  Правовые основы журналистики. Общий курс медиарегулирования : учебник для вузов / А. Х. Ульбашев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10581-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475617 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зельдович, Б. З.  Медиаменеджмент : учебник для вузов / Б. З. Зельдович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 293 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11729-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476217 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Позднякова, Е. А.  Авторское право : учебник и практикум для вузов / Е. А. Позднякова. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 238 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13638-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469232 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Право интеллектуальной собственности : учебник для вузов / Л. А. Новоселова [и др.] ; под редакцией Л. А. Новоселовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 343 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11135-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469283 (дата обращения: 28.08.2023).