• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Изучение истории российского общества и государства позднеимперского периода в американской русистике»


28 июня 2013 года на факультете права НИУ ВШЭ состоялся объединенный семинар НУГ «Институционализация прав человека в условиях модернизации государства и правовой системы России в начале XX века», руководитель проф. А.А. Сафонов и магистерской программы «История, теория и философия права», руководитель проф. А.С. Туманова. На семинаре с докладом выступил проф. Дж. Брэдли на тему «Изучение истории российского общества и государства позднеимперского периода в американской русистике».

Джозеф Брэдли – профессор истории Университета Талса (Оклахома), степень Ph.D. получил в Гарвардском университете, преподавал в Джорджтаунском университете, Университете Огайо и Бостонском университете, проводил исследования в Русском исследовательском центре при Гарвардском университете, в Институте Гарримана при Колумбийском университете, в Школе славянских и восточно-европейских исследований при Лондонском университете, является членом Американской ассоциации истории и Американской ассоциации ученых славистов.

Дж. Брэдли является главным редактором журнала “Russian Studies in History”, членом Американской ассоциации истории и Американской ассоциации ученых славистов. В Университете Талса он читает курсы «Россия и Запад», «Чтения по компаративной социальной и культурной истории. Убежденность объединяться: гражданские ассоциации в Америке и Великобритании», руководит семинаром о среднем классе в Европе. В 1980-е гг. профессор Брэдли читал курс «Советский союз сегодня».

Дж. Брэдли является автором монографий «Muzhik and Muscovite: Urbanization in Late Imperial Russia. Berkeley: University of California Press, 1985», «Associations in Tsarist Russia: Science, Patriotism and Civil Society(Cambridge, Ma.: Harvard University Press, 2009) (книга переведена на русский язык: «Общественные организации в царской России: наука, патриотизм и гражданское общество». М.: Новый хронограф, 2012 г., науч. редактор перевода проф. А.С. Туманова), а также серии статей в ведущих американских научных журналах и энциклопедиях. В настоящее время проф. Брэдли изучает историю Политехнического музея с момента его основания в 1872 г. и до распада СССР.

В начале своего выступления проф. Дж. Брэдли рассказал о “Russian studies” как о фокусе научных исследований в США, о состоянии этих исследований в 1860–1880-е гг. Он познакомил собравшихся с содержанием своих исследований по теме своей последней книги «Associations in Tsarist Russia: Science, Patriotism and Civil Society (Cambridge, Ma.: Harvard University Press, 2009) (книга переведена на русский язык: «Общественные организации в царской России: наука, патриотизм и гражданское общество. М.: Новый хронограф, 2012 г., науч. редактор перевода проф. А.С. Туманова»).

20 лет назад проф. Дж. Брэдли попросили написать статью о Москве для сборника, посвященного истории русских городов XIX века. Он  написал статью о жизни рабочих – бывших крестьян, иммигрировавших в город. Эту статью вернули, сказав, что редакторы хотят описание интеллектуальной и художественной жизни Москвы. В ходе подготовки новой статьи проф. Дж. Брэдли просматривал «Адрес-календари» и «Справочные книги» по г. Москве за разные годы и встретил там упоминание различных обществ и клубов. Это обстоятельство его заинтересовало, поскольку в США и на Западе в целом существует представление о малоразвитости частной инициативы в России и малопригодности русской политической культуры для ее развития. Такое же представление, к сожалению, бытует и среди россиян. Проф. Дж. Брэдли стал задаваться вопросами: почему эти общества и клубы возникли? Почему они были незаметны для историков и малоизучены до сих пор? Какими были эти общества? Были ли они бледным подражанием западным обществам или потемкинскими деревнями, которые ничего не делали? Стоит ли сравнивать исторический опыт ассоциаций в России с подобным опытом западных стран или Россия – страна  исключительная со своими особенностями?

Отвечая на эти вопросы, проф. Дж. Брэдли отметил, что 20 лет назад историков-русистов в основном привлекали вопросы революции, влияния государства на общество и человека, вопросы истории рабочего класса и крестьянства. При этом ассоциациям и их главному архитектору – среднему классу – уделялось мало внимания.

Обнаружив большое количество обществ, клубов, ассоциаций, проф. Дж. Брэдли решил остановиться на научных обществах. Дело в том, что история науки уделяет большое внимание публичной науке. Представление науки публике очень важно для развития самой науки. В Европе публичные лекции были развлечением. Публичная наука является важным компонентом Эпохи Просвещения.

Далее проф. Дж. Брэдли сосредоточился на шести обществах и рассмотрел их по отдельным аспектам: история основания, какие задачи ставились перед обществом, публичная деятельность, мероприятия, создание музеев, организация выставок, роль в народном образовании, отношение с государством и другие аспекты. Это Вольное экономическое общество – ВЭО, 1765, Московское общество сельского хозяйства – МОСХ, 1819, Русское географическое общество – РГО, 1845, Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии – ОЛЕАЭ, 1864, Русское техническое общество – РТО, 1867, Общество русских врачей им. Н.И. Пирогова, 1883.

Отношения добровольных обществ с государством проф. Дж. Брэдли рассматривал с двух позиций: взаимодействия и сотрудничества в XIX в. и враждебных отношений общества и государства до и после Октябрьской революции 1917 года.

В своем докладе Дж. Брэдли познакомил собравшихся с источниками, с которыми он работал. Он использовал следующие источники: уставы, документы учредительных документов обществ и их собраний, документированная информация о публичной деятельности обществ. Особое внимание он уделил характеристике документов Департамента полиции МВД. По его словам, чиновники органа политического сыска составляли очень подробные отчеты и, судя по всему, симпатизировали деятельности обществ.

После выступления  проф. Дж. Брэдли ответил на вопросы слушателей.

Некоторые слушатели из зала затронули вопрос политической деятельности обществ. Проф. А.С. Туманова пояснила, что рассмотренные Дж. Брэдли общества не были политическими изначально и не позиционировали себя как политические, у них не было политических целей. Необходимо помнить, что роль и значение этих организаций состояла в воплощении «теории малых дел». Конечно, многие политические деятели одновременно состояли и в неполитических организациях. Например, П.Н. Милюков – один из основателей и лидер Конституционно-демократической партии состоял также в обществах, к примеру, участвовал в работе Московского литературно-художественного кружка.

Проф. Дж. Брэдли указал, что при рассмотрении данной проблемы необходимо помнить, что понимание политической деятельности зависит о того, что государство считает политической деятельностью. Если государство определяет какую-то деятельность как политическую, то очень трудно быть вне политики. Многие общества, начавшие свою работу в качестве неполитических, в дальнейшем стали политическими. К примеру, Вольное экономическое общество – ВЭО было очень сильно вовлечено в политическую деятельность, стало ярким сторонником Временного правительства, ярым противником советской власти, противником захвата власти большевиками.

Проф. А.С. Туманова упомянула, что ряд научных организаций времени Первой русской революции, напротив, демонстрировали свою аполитичность. Так, сотрудники Тамбовской ученой архивной комиссии отказались участвовать в революционной деятельности, обозначив себя кабинетными учеными.

В ответе на вопрос о возможностях компаративного подхода в изучении российской и европейской истории проф. Дж. Брэдли сказал о необходимости относиться к России как к стране схожей с другими странами. По его мнению, схожего подхода необходимо придерживаться и по отношению к западным странам. Их историческое развитие не должно идеализироваться. Создать ассоциацию было одинаково трудно и в Великобритании, и в Германии, и во Франции. Свобода ассоциаций была провозглашена во Франции в 1901 г., в Германии в 1908 г., в России в 1906 г., т.е. примерно в то же время.

Упомянув о том, что проф. Дж. Брэдли руководит в Университете Талса (Оклахома) семинаром по истории среднего класса в Европе, проф. А.С. Туманова задала вопрос являлся ли средний класс социальной базой для становления гражданского общества в Российской империи. Представление о среднем классе как о главном архитекторе гражданского общества было, по ее словам, опровергнуто в работах западных и российских историков последних лет. Проф. Дж. Брэдли подчеркнул, что это опять же вопрос сравнительной истории. Идентификацией среднего класса является, по его мнению, его общественная деятельность. Но не только средний класс был задействован в общественной работе. Среди общественных деятелей встречаются представители аристократии и бюрократии. Отсутствие среднего класса не является препятствием для развития ассоциаций.

Отметив монографию проф. Дж. Брэдли «Muzhik and Muscovite: Urbanization in Late Imperial Russia. Berkeley: University of California Press, 1985», из зала прозвучал вопрос о том, как проф. Дж. Брэдли пришел к изучению истории крестьян, иммигрировавших в города. Дж. Брэдли рассказал, что во время его обучения в аспирантуре среди исследователей была модна социальная история. Он хотел изучать низшие классы, что было, в свою очередь, связано с интересом к марксизму и к революции на Западе. Крестьянство было малоизученной темой. Положение крестьян в Москве, миграция населения в Москву – все эти сюжеты стали частными случаями этой темы.

На вопрос о том, как проф. Дж. Брэдли заинтересовался русистикой, проф. Дж. Брэдли рассказал захватывающую историю своей жизни. Во время своего обучения в Лондоне (19681969) на зимние каникулы  он поехал в Советский Союз, был в Москве и Ленинграде. Он был поражен страной, многое из того, что он увидел, он не знал и решил заняться исследованиями СССР. К тому же в 1970-е годы в США существовал государственный заказ на изучение СССР, и государство оплатило обучение в аспирантуре. Научным руководителем проф. Дж. Брэдли был крупный специалист по истории России и СССР Ричард Пайпс. Во время обучения проф. Дж. Брэдли стажировался в МГУ, после долгое время жил в Москве, работал в издательстве «Мир».

Проф. А.С. Туманова задала вопрос, что сейчас представляет собой современная русистика, кого привлекают эти исследования, что сегодня изучают в американской русистике? Проф. Дж. Брэдли сказал, что в науке также как и везде существует мода. В 1970-е годы такой модой был Советский Союз, в наше время – это Китай, Азия, Африка. Кроме этого, на активность исследователей влияют особенности внутренней жизни США. Американцы, по его словам, мало думают о других странах. Они думают о внутренней жизни. Очень мало людей связывают свою карьеру с другими странами. В современной американской русистике по-прежнему изучается царский и советский период, исследуется допетровский период, послевоенный советский период, изучаются отдельные регионы (Пермь, Вятка, Сибирь, бывшие республики СССР).

Проф. Дж. Брэдли рассказал о журнале «Russian Studies in History», который он редактирует уже на протяжении не одного десятка лет. Он сообщил, что журнал выпускается с 1960-х годов по 4 выпуска в год. Каждый номер посвящен одной теме. Например, предыдущие номера были посвящены оттепели, консерватизму, Первой мировой войне. Готовится к выпуску номер, посвященный эпохе Брежнева. Для работы над каждым номером приглашается гостевой редактор, который собирает авторов. Проф. А.С. Туманова была приглашенным редактором для номера, посвященного мобилизации российской общественности и проведению правительственных реформ.

Проф. В.Б. Исаков задал вопрос, существует ли нормативная история, предписывающая то или иное развитие, и как следует оценить такое явление?

По мнению проф. Дж. Брэдли, изучение ассоциаций как части общественной жизни уже является нормативным подходом, так как предполагается, что ассоциации должны быть. Нормативная история, как и описательная история, необходима, а в некоторых случаях неизбежна.

Проф. А.А. Сафонов просил Дж. Брэдли рассказать об обучении в американских университетах, проблематике основных и специальных курсов.

Вопросы аудитории к Дж. Брэдли касались также его подходов к изучению взаимоотношений общества и государства в позднеимперской России, к становлению института прав и свобод личности, к изучению истории империй.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.