«Актуальность изучения научной доктрины в рамках курса истории государства и права зарубежных стран (на примере института договора в традиции ius commune)» . Статья Д.Ю. Полдникова для сборника материалов в честь 15-летнего юбилея факультета права НИУ ВШЭ.
В сборник материалов в честь 15-летнего юбилея факультета права НИУ ВШЭ сдана статья соисполнителя и координатора Научно-учебной группы анализа правовой аргументации, доцента кафедры теории права и сравнительного правоведения факультета права НИУ ВШЭ, Дмитрия Юрьевича Полдникова на тему «Актуальность изучения научной доктрины в рамках курса истории государства и права зарубежных стран».
В статье отмечается, что недостаточное внимание к изучению истории научной доктрины стран романо-германской правовой семьи является серьезным недостатком в учебной программе подготовки юристов высокой профессиональной квалификации. Именно научная доктрина сформировала основы правовой традиции стран континентальной Западной Европы. В числе таких основ – глубокая аргументированность правовых позиций и ученых, которая в дальнейшем оказала определяющее влияние на мотивированность судебных решений судебных инстанций Германии и Франции, которые составляют предмет исследований научно-учебной группы.
В статье прослеживаются вехи эволюции правовой аргументации от Древнего Рима до первых кодификаций национального гражданского права на рубеже XVIII-XIX вв. Автор подчеркивает, что в основе этой эволюции лежало развитие научной доктрины европейского ius commune, которое происходило по следующим этапам:
- возникновение теоретической юриспруденции в университетах Северной Италии в XII-XIII вв.;
- начало практического применения доктрины и ее фактическое превращение в источник права;
- формальное закрепление нормативного статуса доктрины;
- постепенная утрата доктриной нормативного значения.
Статья написана при поддержке Научного фонда НИУ ВШЭ и частично учитывает промежуточные результаты, полученные научно-учебной группой. Ее содержание позволяет лучше понять причины более глубокой мотивировки судебных решений германских и французских судов по сравнению с формальной (поверхностной) мотивировкой решений российских арбитражных судов, на что не раз обращали внимание участники научно-учебной группы в ходе своих исследований судебной практики России, Германии и Франции по спорам об исполнении договорных обязательств.