• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Courses
ФКН
Article
Thomas Nagel's theory of justice

Dmitry Balashov.

Russian Sociological Review. 2023. Vol. 22. No. 4. P. 83-106.

Book chapter
Legal semiotics and types of arguments in human rights cases in Russia

Anita Soboleva.

In bk.: Research Handbook on Legal Semiotics. Research Handbooks in Legal Theory series. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2023. Ch. 17. P. 254-266.

Working paper
Introducing Patent Linkage in Russia: An Odd Choice at Odd Times

Gavrilova O., Kotova D.

BRICS Competition Law and Policy Series. WP 22. Higher School of Economics, 2021

Research Seminar "Institutional Theory of Right: Comparative Studies of Cultures"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructor

Chetvernin, Vladimir A.

Chetvernin, Vladimir A.

Программа дисциплины

Аннотация

Институциональная теория права (ИТП) – объяснительная наука о “правильном” (“правовом”) социальном устройстве. ИТП строится на соединении институционализма и культурологии. В отличие от советско-постсоветской ТГП, она не ограничивается анализом нормативных текстов, а исследует (и объясняет) социальные практики и институты. Социальные институты – это устойчивый порядок человеческой деятельности, системы формальных и неформальных социальных норм. Известны два типа таких порядков: в ИТП они обозначаются как “правовой” и “потестарный” типы культуры; правовой строится на запрете агрессивного насилия (ЗАН) (у Дугласа Норта и его коллег те же смыслы выражены категориями “порядок с открытым доступом” и “порядок с ограниченным доступом”). В формате НИС изучение ИТП предполагает знание студентами как Русской Системы, так и культурных систем Запада (культуры common law и континентальной европейской культуры), в меньшей мере – знание Китая, Ислама и т.д. Необходимые темы для изучения ИТП – типы правопонимания, ментально-антропологические типы, логоцентрическое и социально-научное понимание закона, закон и судебная практика, структура регуляции на основе ЗАН, “позитивная” регуляция и механизм принуждения в системе ЗАН, свобода договора и ее ограничения, юстициабельность ЗАН, типология культур, историческая эволюция культур, перспективы Запада, Русской Системы, Китая и Ислама, “глобализация” и “конвергенция”.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • систематическое изучение права как особого типа институтов и основного способа социального контроля в культурных системах, эволюции и контрэволюции правовых культур
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать предмет, методы и методологический инструментарий институциональной теории и юриспруденции
  • Знать парадигмы и подходы к изучению социального порядка в основных юридических дискурсах современности
  • Знать системы институтов в конкурирующих типах культуры
  • Знать историко-цивилизационную типологизацию макрокультурных систем
  • Уметь анализировать современные концепции правопонимания и использовать институциональный анализ в изучении нормативных текстов и юридически значимых практик
  • Уметь изучать функции и механизм функционирования права и обрабатывать эмпирические и информационные данные
  • Владеть методологией и методикой научных исследований в области права, а также навыками самостоятельной исследовательской работы
  • Владеть умениями качественного анализа данных, необходимых для изучения правовых институтов и юридических текстов
  • Владеть информационными технологиями, используемыми для анализа юридических практик и контроля девиантного поведения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Правопонимание
  • Тема 2. Право как социальный институт
  • Тема 3. Право и культурная эволюция (правовые и потестарные культуры)
  • Тема 4. Капитализм: гражданское общество и правовое государство
  • Тема 5. Социализм: перераспределительное государство
  • Тема 6. Тоталитарное государство: идеология и практика коммунизма
  • Тема 7. Текст права
  • Тема 8. Юридический механизм принуждения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: преподавателем оценивается активность студентов в дискуссиях на семинаре, правильность ответов на вопросы на семинаре, заинтересованность в коллективных обсуждениях проблематики семинарского занятия. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточной аттестацией – Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: преподавателем оценивается правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит в виде реферата по курсу. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточной аттестацией – Осам. работа. Накопленная оценка по дисциплине рассчитывается по следующей формуле: Онакопленная = n1 ·Оаудиторная + n2 ·Осам. работа Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ni = 1, при этом n1 = 0,5; n2 = 0,5. Способ округления накопленной оценки по дисциплине: арифметический. Результирующая оценка по дисциплине рассчитывается по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за промежуточную аттестацию в форме экзамена: Орезультирующая = k1 ·Оэкзамен + k2 ·Онакопленная При выставлении результирующей оценки по дисциплине учитываются следующие оценки: оценка, полученная студентом на экзамене; накопленная оценка по дисциплине, состоящая из оценки за работу на семинарских занятиях и оценки за самостоятельную работу. Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ki = 1, при этом k1 = 0,5; k2 = 0,5. Способ округления результирующей оценки по дисциплине: арифметический. В диплом выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Институт государства и права РАН; Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - 2-e изд., пересмотр. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 816 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/939014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Философия права : учебник для вузов, Нерсесянц, В. С., 2011