• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051

https://vk.com/hselegaltheory 

Руководство
Руководитель департамента Нагих Сергей Иванович
Заместитель руководителя департамента Быстров Андрей Сергеевич
Менеджер Сабинин Дмитрий Денисович

вн. тел. 22051

Менеджер Чернушина Вера Олеговна

вн. тел. 23159

Статья
Влияние цифровизации на конституционные права граждан

Вашурина С. С.

Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2024. № 1. С. 74-83.

Глава в книге
Исторически сложившееся государственное единство России и его конституционно-правовые гарантии

Левакин И. В.

В кн.: Актуальные проблемы современного федерализма: историческая ретроспектива, тенденции и прогнозы развития. Монография. Проспект, 2024.

Научно-исследовательский семинар "Институциональная теория права: компаративистика культур"

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Четвернин Владимир Александрович

Четвернин Владимир Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Институциональная теория права (ИТП) – объяснительная наука о “правильном” (“правовом”) социальном устройстве. ИТП строится на соединении институционализма и культурологии. В отличие от советско-постсоветской ТГП, она не ограничивается анализом нормативных текстов, а исследует (и объясняет) социальные практики и институты. Социальные институты – это устойчивый порядок человеческой деятельности, системы формальных и неформальных социальных норм. Известны два типа таких порядков: в ИТП они обозначаются как “правовой” и “потестарный” типы культуры; правовой строится на запрете агрессивного насилия (ЗАН) (у Дугласа Норта и его коллег те же смыслы выражены категориями “порядок с открытым доступом” и “порядок с ограниченным доступом”). В формате НИС изучение ИТП предполагает знание студентами как Русской Системы, так и культурных систем Запада (культуры common law и континентальной европейской культуры), в меньшей мере – знание Китая, Ислама и т.д. Необходимые темы для изучения ИТП – типы правопонимания, ментально-антропологические типы, логоцентрическое и социально-научное понимание закона, закон и судебная практика, структура регуляции на основе ЗАН, “позитивная” регуляция и механизм принуждения в системе ЗАН, свобода договора и ее ограничения, юстициабельность ЗАН, типология культур, историческая эволюция культур, перспективы Запада, Русской Системы, Китая и Ислама, “глобализация” и “конвергенция”.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • систематическое изучение права как особого типа институтов и основного способа социального контроля в культурных системах, эволюции и контрэволюции правовых культур
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать предмет, методы и методологический инструментарий институциональной теории и юриспруденции
  • Знать парадигмы и подходы к изучению социального порядка в основных юридических дискурсах современности
  • Знать системы институтов в конкурирующих типах культуры
  • Знать историко-цивилизационную типологизацию макрокультурных систем
  • Уметь анализировать современные концепции правопонимания и использовать институциональный анализ в изучении нормативных текстов и юридически значимых практик
  • Уметь изучать функции и механизм функционирования права и обрабатывать эмпирические и информационные данные
  • Владеть методологией и методикой научных исследований в области права, а также навыками самостоятельной исследовательской работы
  • Владеть умениями качественного анализа данных, необходимых для изучения правовых институтов и юридических текстов
  • Владеть информационными технологиями, используемыми для анализа юридических практик и контроля девиантного поведения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Правопонимание
  • Тема 2. Право как социальный институт
  • Тема 3. Право и культурная эволюция (правовые и потестарные культуры)
  • Тема 4. Капитализм: гражданское общество и правовое государство
  • Тема 5. Социализм: перераспределительное государство
  • Тема 6. Тоталитарное государство: идеология и практика коммунизма
  • Тема 7. Текст права
  • Тема 8. Юридический механизм принуждения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: преподавателем оценивается активность студентов в дискуссиях на семинаре, правильность ответов на вопросы на семинаре, заинтересованность в коллективных обсуждениях проблематики семинарского занятия. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточной аттестацией – Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: преподавателем оценивается правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит в виде реферата по курсу. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточной аттестацией – Осам. работа. Накопленная оценка по дисциплине рассчитывается по следующей формуле: Онакопленная = n1 ·Оаудиторная + n2 ·Осам. работа Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ni = 1, при этом n1 = 0,5; n2 = 0,5. Способ округления накопленной оценки по дисциплине: арифметический. Результирующая оценка по дисциплине рассчитывается по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за промежуточную аттестацию в форме экзамена: Орезультирующая = k1 ·Оэкзамен + k2 ·Онакопленная При выставлении результирующей оценки по дисциплине учитываются следующие оценки: оценка, полученная студентом на экзамене; накопленная оценка по дисциплине, состоящая из оценки за работу на семинарских занятиях и оценки за самостоятельную работу. Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ki = 1, при этом k1 = 0,5; k2 = 0,5. Способ округления результирующей оценки по дисциплине: арифметический. В диплом выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Институт государства и права РАН; Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - 2-e изд., пересмотр. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 816 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/939014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Философия права : учебник для вузов, Нерсесянц, В. С., 2011