• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Courses
ФКН
Contacts

3 Bolshoi Tryokhsvyatitelsky Pereulok, room 445

e-mail: proclaw@hse.ru

Phone: 8 (495) 7729590, ext. 22735

Administration
School Head Timur Sokolov
Elena Ermakova
Manager Elena Ermakova
Elena Demina
Teaching and Learning Specialist Elena Demina
Book
Annotated Leading Cases of International Criminal Tribunals

Esakov G.

Vol. 58. Cambridge: Intersentia, 2020.

Article
THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF SEARCH AS A MEANS OF FORCIBLE SEIZURE OF PROPERTY IN ORDER TO COMPENSATE FOR DAMAGE CAUSED BY A CRIME
In press

Расторопов С. В., Pushkarev V. V., Яковлева В. М. et al.

Relacoes Internacionais no Mundo Atual. 2024. Vol. 1. No. 43.

Book chapter
Judgment and Verdict
In press

Filatova M., Aleksandr Evseev.

In bk.: Elgar Encyclopedia of Crime and Criminal Justice. Vol. 1. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2024. P. 1-11.

Project seminar "Non-judicial Practices and Alternative means to resolve Legal Conflicts in Criminal Proceedings"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Karnozova, Liudmila

Karnozova, Liudmila

Программа дисциплины

Аннотация

Проектный семинар направлен на формирование у студентов понимания проблем современного уголовного судопроизводства и проектных установок и компетенций как необходимой профессиональной основы для участия в деятельности по решению проблем. В рамках данной дисциплины это достигается путем ознакомления студентов с современными мировыми тенденциями развития уголовной юстициив части включения в правовую систему альтернатив карательному способу реагирования на преступление, с зарубежным и российским опытом в этой области, с технологиями реализации альтернатив и способами правового регулирования. В последние десятилетия тенденция формирования такого рода уголовной политики в сфере публичного права усилилась, однако на этом пути возникло немало разочарований, что повлекло за собой как возврат к идеям и практике возмездия, так и формулирование новых концепций и практик. Отсюда в рамках профессиональной подготовки возникает необходимость освоения студентами основ проектного подхода к формированию инноваций. Дисциплина предусматривает интерактивные лекции, семинарские занятия, контрольную работу, практикум по проведению программы восстановительного правосудия (в виде ролевых игр), учебную конференцию по защите проектов либо выступлением с тематическим докладом и домашние задания (подготовка к опросам на семинарских занятиях, написание эссе по фильмам по теме курса, написание эссе по результатам проведенных практических занятий в форме ролевой игры, подготовка учебного проекта/научного доклада и выступления на учебной конференции), а также устный экзамен. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление слушателей с современной мировой тенденцией развития уголовной юстиции, ориентированной на включение в правовую систему альтернатив уголовному преследованию, а также с иными формами гуманизации ответа на преступления и квазикриминальные ситуации, и освоениеосновных концепций и правовых конструкций реализации такого рода альтернатив.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает современные проблемы уголовной юстиции и тенденции ее развития, связанные с применением альтернативных способов ответа на преступление, а также на конфликты квазикриминального характера, которые оказываются за рамками уголовного судопроизводства (например, где правонарушителями являются несовершеннолетние, не достигшие возраста уголовной ответственности);
  • Знает международные рекомендации и отечественное законодательство в этой области; типологию альтернатив в уголовном судопроизводстве; отличие принципов и практик примирительных процедур по уголовным делам от принципов и практик медиации по урегулированию споров в частноправовой сфере;
  • Знает основные теоретические работы в области восстановительного правосудия; правовые условия и последствия использования примирительных процедур по уголовным делам в российском уголовном судопроизводстве;
  • Умеет анализировать современные тенденциив уголовном правосудии и содержательные основания реформ в этой области; работать с нормативно-правовыми актами, научной литературой, аналитическими и концептуально-программными материалами;
  • Умеет организовывать и проводить программы восстановительного правосудия – медиацию между правонарушителем и пострадавшим; использовать полученные знания для решения проблем институционализации альтернатив в российской правовой системе;
  • Владеет понятийным аппаратом концепций альтернатив уголовному преследованию; аналитическим аппаратом различения сущности медиации при урегулировании частноправовых споров и примирительных процедур по уголовным делам;
  • Владеет навыками восстановительной коммуникации и приемами работы ведущего программ восстановительного правосудия; навыками проблематизации и основ проектной работы; навыками научной дискуссии и презентации результатов исследовательской и проектной работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Альтернативные способы разрешения криминальных ситуаций/конфликтов
    1. Преступление и правосудие. Современное уголовное правосудие (конец XVIII-XXI в.в.) Уголовно-правовой способ реагирования на преступление: цели, средства, последствия. Постановка проблемы. 2. Эволюция идеи «кризиса наказания» - парадигмальные сдвиги и институциональные новообразования в уголовной юстиции XIX-XXI вв. 3. Альтернативы уголовному преследованию в современном иностранном праве. 4. Альтернативы уголовному преследованию по российскому уголовному и уголовно-процессуальному законодательству. Альтернативы наказанию. Альтернативные наказания.
  • Тема 2. Концептуальные основы восстановительного правосудия. Международные правовые документы.
    1. Ведущие современные криминологические теории о факторах криминализации. 2. Положение потерпевшего в уголовном процессе. Жертва преступления вне уголовного процесса. Переживания и потребности жертв преступлений: виктимологические аспекты восстановительного правосудия. 3. Философские и методологические основы восстановительного подхода к реагированию на преступление: метафора линз и идеи социального конструкционизма. Понятие парадигмы. 4. Критика карательного способа реагирования на преступление. Восстановительное правосудие. Основные идеи работ Нильса Кристи и Ховарда Зера. 5. Исторические прототипы восстановительного правосудия: обычное право и примирение по уголовным делам в истории юстиции. 6.Категориальный аппарат восстановительного правосудия. Сопоставление основных характеристик уголовной и восстановительной юстиции. 7. Идеальный тип и реальность. Включение программ восстановительного правосудия в правовую систему. 8. Мировые тенденции реализации восстановительных практик в уголовном судопроизводстве. Международные документы по использованию медиации по уголовным делам и восстановительному правосудию (Европейские рекомендации и документы ООН).
  • Тема 3. Практические формы реализации концепции восстановительного правосудия
    1. Медиация как метод урегулирования конфликтов и споров. Характеристика медиативного метода. Принципиальные отличия медиации из сферы АРС (разрешения споров в сфере гражданских правоотношений) и медиации по уголовным делам/криминальным конфликтам. 2. Смысл и целевые ориентиры программы восстановительного правосудия. Терминология, применяемая к наименованию программ. Программы по заглаживанию вреда. Восстановительная медиация. 3. Виды программ восстановительного правосудия: медиация, семейные конференции, круги сообщества (обзор). 4. Типы связи программы восстановительного правосудия с уголовным судопроизводством. 5. Социальные практики реагирования на преступления: клеймение, устыжение, интеграция. Эмоции и социальные связи: роль стыда в сдерживании криминального поведения и ответственности за преступление. Варианты работы с этим состоянием: клеймение (изоляция) и воссоединение. Упражнения (клеймящий и воссоединяющий типы работы со стыдом).
  • Тема 4. Позиция ведущего программ восстановительного правосудия
    1. Позиция ведущего (медиатора) в программах восстановительного правосудия. 2. Ключевые характеристики программы восстановительного правосудия и особенности коммуникативной позиции ведущего (восстановительного медиатора) в работе с криминальными ситуациями. 3. «Воссоединяющее расспрашивание» (упражнения).
  • Тема 5. Коммуникация и понимание. Институциональные практики в работе с человеком и стилистика коммуникации
    1. Коммуникация – исходные понятия. Особенности человеческого восприятия и проблема понимания. 2. Коммуникативная компетентность: базовые техники и приемы. 3. Деятельность и стилистика коммуникации: подходы в современных социально-гуманитарных практиках. Экспертно-диагностический (патологизирующий) и рефлексивно-ориентированный (ресурсный) подходы.
  • Тема 6. Процедура восстановительной медиации между жертвой и правонарушителем (ролевые игры)
    1. Восстановительная медиация: этапы и задачи. Программы восстановительного правосудия с несовершеннолетними правонарушителями. 2. Предварительная встреча с правонарушителем (ролевые игры и обсуждение). 3. Жертва преступления. Потребности. Специфика работы с потерпевшим. Предварительная встреча с потерпевшим (ролевые игры и обсуждение). 4. Примирительная встреча сторон (ролевые игры и обсуждение). 5. Рефлексивный анализ практического занятия.
  • Тема 7. Ювенальная юстиция – классическая и восстановительная парадигмы
    1. Значение ювенальной юстиции для развития институтов реагирования на преступления. 2. Ювенальная юстиция - классическая парадигма: предпосылки формирования, история, понятие. Сопоставление основных характеристик уголовной и ювенальной юстиции. 3. Реабилитационная парадигма. Историческая ценность и границы классической ювенальной юстиции. Критика классической ювенальной юстиции. Восстановительная ювенальная юстиция: идея некарательной ответственности за преступление. 4. Мировые тенденции развития ювенальной юстиции – от практики «предоставления услуг» к формам организации условий формирования ответственного поведения несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом. 5. Международные рекомендации о новых подходах в реагировании на преступления несовершеннолетних. 6. Ювенальная юстиция в России. Дружественное к ребенку правосудие.
  • Тема 8. Правовые основы взаимодействия программ восстановительного правосудия с российским уголовным процессом. Восстановительное правосудие и медиация по урегулированию споров.
    1. Российское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство об условиях и юридических последствиях примирения сторон. Данные судебной статистики о прекращении уголовных дел за примирением сторон. 2. Примирение и посредничество. Процедура примирения как процесс восстановления субьектности и диалога. 3. Примирительные процедуры в российской правовой системе. Медиация по уголовным делам и медиация по урегулированию частноправовых споров: ключевые различия. 4. Дополнительные правовые условия для использования программ восстановительного правосудия в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. 5. Анализ законопроектов по легализации примирительных процедур по уголовным делам.
  • Тема 9. Российская практика: использование программ восстановительного правосудия в реагировании на правонарушения несовершеннолетних. Проблемы и перспективы институционализации восстановительного правосудия
    1. Международные стандарты о правосудии в отношении несовершеннолетних. Российское законодательство. 2. Российское движение за ювенальную юстицию: реабилитационная и восстановительная модели. Направления государственной политики по складыванию дружественного к ребенку правосудия. 3. Ключевые элементы российской модели использования программ восстановительного правосудия в работе с несовершеннолетними обвиняемыми, а также детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности и совершившими общественно опасные деяния: базовые элементы и вариативность форм организации. Особенности программ по заглаживанию вреда с участием несовершеннолетних правонарушителей – необходимость в дополнительных профессиональных позициях. Ведущий восстановительных программ (медиатор), социальный работник, психолог – разделение компетенции и формы кооперации. 4. Территориальные службы примирения. 5. Школьные службы примирения. 6. Перспективы распространения восстановительных практик в России. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы о приоритете восстановительного правосудия в реагировании на правонарушения несовершеннолетних и в профилактике правонарушений. Реализация Национальной стратегии: положение дел и перспективы. 7. Проблемы и перспективы институционализации восстановительной медиации в уголовном судопроизводстве.
  • Тема 10. Проектирование инноваций в сфере использования альтернативных способов реагирования на криминальные, квазикриминальные и иные сложные ситуации
    1. Понятие проблемы и проблематизация. 2. Институциональные инновации и проектирование деятельностных систем. Ключевые характеристики проектирования институциональных изменений и инноваций в системах деятельности. 3. Разработка и защита проектов по теме курса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания (написание эссе)
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Учебная конференция: защита проекта или тематический доклад
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Практикум по проведению программы восстановительного правосудия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах + 0.1 * Домашние задания (написание эссе) + 0.1 * Контрольная работа + 0.2 * Практикум по проведению программы восстановительного правосудия + 0.2 * Устный опрос (экзамен) + 0.3 * Учебная конференция: защита проекта или тематический доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Карнозова Л.М. - Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление) - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-12409-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/26192

Рекомендуемая дополнительная литература

  • под редакцией А. Д. Карпенко, А. Д. Осиновского - Медиация: учебник - Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «СТАТУТ» - 2016 - 480с. - ISBN: 978-5-8354-1151-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/92521
  • Чумиков А.Н. - Переговоры - фасилитация - медиация: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - 160с. - ISBN: 978-5-7567-0738-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68865