• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

3 Bolshoi Tryokhsvyatitelsky Pereulok, room 445

e-mail: proclaw@hse.ru

Phone: 8 (495) 7729590, ext. 22735

Administration
School Head Timur Sokolov
Elena Ermakova
Manager Elena Ermakova
Elena Demina
Teaching and Learning Specialist Elena Demina
Book
Annotated Leading Cases of International Criminal Tribunals

Esakov G.

Vol. 58. Cambridge: Intersentia, 2020.

Article
Financial Assets in Digital Form and How They Influence Classification of Crime

Aleksey Nikolaevich Lyaskalo.

Legal Issues in the Digital Age. 2023. Vol. 4. No. 4. P. 48-67.

Book chapter
Judgment and Verdict
In press

Filatova M., Aleksandr Evseev.

In bk.: Elgar Encyclopedia of Crime and Criminal Justice. Vol. 1. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2024. P. 1-11.

Scientific Research Seminar «Rule of Law and Case-law Uniformity"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 2-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина - Научно-исследовательский семинар «Верховенство права и обеспечение единства судебной практики» посвящена углубленному изучению верховенства права как доминантно-правового принципа, его взаимосвязи с конституционализмом и правовой государственностью, особенностям интерпретации в так называемых «переходных демократиях». Особое внимание уделено роли судебной власти в защите и развитии указанного принципа путем обеспечения единства и предсказуемости судебных решений, затрагивающих права и свободы личности, а также с помощью осуществления контроля за нормотворчеством и правоприменением в рамках имеющихся у этой ветви власти механизмов (судебного правотворчества, формулирования собственных правовых позиций, обладающих нормотворческим эффектом, и т. д.). Студенты, изучившие дисциплину, узнают: основные международные документы в области верховенства права, доктринальные подходы к пониманию последнего, сложившиеся в нашей стране и за ее пределами, а также сделают выводы касательно того, в какой мере российское национальное законодательство корреспондирует требованиям справедливого правосудия. По результатам освоения дисциплины учащиеся смогут анализировать правовые акты на предмет соответствия императиву верховенства права и применять непосредственно действующие права и свободы в качестве критерия разграничения правовых и правонарушающих актов; оценивать различные теоретические подходы применительно к принципу верховенства права и квалифицировать правовую ситуацию, сложившуюся в современном российском социуме, с точки зрения представлений о должном и справедливом. Дисциплина предусматривает выступления с устными докладами, написание эссе и теста по результатам учебного курса. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • является овладение магистрами основными представлениями о верховенстве права и его влиянии на единство судебной практики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю возникновения и развития верховенства права как доминантно-правового принципа; основные представления, распространенные в отношении верховенства права в странах континентальной и англосаксонской правовых семей, а также в практике наднациональных образований.
  • Знает роль судебной власти в защите и развитии указанного принципа в рамках имеющихся у нее механизмов (судебного правотворчества, формулирования собственных правовых позиций, обладающих нормотворческим эффектом, и т. д.).
  • Умеет анализировать правовые акты на предмет соответствия императиву верховенства права, ориентироваться в соответствующих законодательстве и судебной практике; судебную практику на предмет обладания ею качеством единообразия;
  • Умеет применять непосредственно действующие права и свободы в качестве критерия разграничения правовых и правонарушающих актов;
  • Владеет понятийным аппаратом, используемым при постулировании верховенства права; приемами и методами научно-исследовательской работы, а также приемами внедрения полученных результатов исследований в практическую деятельность государственных учреждений, коммерческих организаций, международных институтов;
  • Владеет методиками применения полученных правовых знаний в ходе правотворческой и правоприменительной деятельности; методиками экспертной оценки нормативных правовых актов национального и международного характера.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Верховенство права как универсальная правовая ценность
    Концепция верховенства права: возникновение и развитие Нормативное закрепление принципа верховенства права в национальном законодательстве и международных актах Понятие верховенства права Формальные и материальные аспекты верховенства права Принцип верховенства права в национальной и международной судебной практике Особенности верховенства права в «переходных демократиях»
  • Правовое государство
    Концепции правового государства в западной политико-правовой мысли Трактовка правового государства в российской юридической науке Ценности правового государства Демократическое и правовое государство: соотношение понятий Защита правового государства (концепции «воинствующей» и «процедурной» демократии) Угрозы правовому государству в XXI веке
  • Современный конституционализм в мировой и национальной перспективе
    Идея ограниченного правления как политико-правовая доктрина Формирование американского конституционализма и его черты Европейский конституционализм и его особенности Конституционализм в условиях несвободы. Феномен декларативного («мнимого») конституционализма Развитие российского конституционализма: основные этапы и движущие силы Понятие и система современного российского конституционализма Многоуровневый конституционализм. Лиссабонский договор 2007 года как прототип Конституции для ЕС
  • Теоретические основы конституции
    Понятие конституции и ее юридические свойства Функции конституции Классификация конституций Общая характеристика современных конституций
  • Источники (формы) права
    Дискуссия о соотношении понятий «источник» и «форма» права Понятие и система источников права Конституция как Основной Закон государства и общества. Проблема прямого действия конституционных норм Нормы международного права. Место и значение решений Европейского Суда по правам человека в системе источников российского права Тенденция «приватизации» публичного права (договоры и соглашения в конституционном праве) Феномен судебного правотворчества (разъяснения высших судов, судейские правила, судебные прецеденты) Доктринальные кодификации
  • Судебный контроль как форма обеспечения верховенства права в современном государстве
    Конституционные основы судебного контроля Разновидности судебного контроля Судебный контроль за правомерностью арестов как индикатор независимости российского правосудия Конституционный судебный контроль: субъекты, виды, правовые последствия
  • Справедливое правосудие
    Справедливость как юридическая категория Объективная и субъективная справедливость Формальная, содержательная и процессуальная справедливость Особенности воплощения идеи справедливости в судопроизводстве Естественная справедливость в правосудии
  • Процедуры справедливого правосудия
    Эволюция права на справедливое судебное разбирательство Сфера применения права на справедливое судебное разбирательство Составные элементы права на справедливое судебное разбирательство: Доступ к суду Надлежащая судебная процедура Публичное рассмотрение дела Разумный срок судебного разбирательства Рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона
  • Внутреннее убеждение судьи и судейское усмотрение
    Объективная обусловленность усмотрения в судебной деятельности Цели судейского усмотрения Вопросы мотивации при судейском усмотрении Судейское усмотрение и заполнение пробелов в праве Внутреннее убеждение судьи при оценке доказательств: историческая эволюция и современность
  • Проблемы судейского усмотрения в конституционном правосудии
    Правосознание конституционного судьи Судейское усмотрение в «сложных делах» Психологические основы формирования внутреннего убеждения судьи-докладчика Влияет ли форма судебных слушаний на принятие итогового решения по делу ? Психологические особенности коллегиального принятия решений в Конституционном Суде Право конституционного судьи на особое мнение
  • Судебное правотворчество
    Судебный прецедент и судебная практика: общее и отличия Судебная практика как источник права Судебный прецедент Правотворческая деятельность Конституционного Суда Судебная правотворчество в аспекте интерпретации нормативных актов
  • Обеспечение единообразия судебной практики
    Единообразие судебного правоприменения: понятие и цели Способы обеспечения единообразия судебной практики Полномочия высших судов по толкованию норм права Преюдициальное значение судебных актов Правовая позиция в решениях высших судов: понятие и юридическая сила
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Домашнее задание (в виде доклада)
    Экзамен выставляется по накопительной (показ работ / разъяснение результатов). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://us02web.zoom.us/j/87484002025?pwd=MEY3OHBpRHVveTRmRy9XaUZ3ZUNwQT09). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен к моменту его начала. Во время экзамена студентам запрещено: перебивать преподавателя. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение, равное минуте и более. При долговременном нарушении связи студент может продолжить участие в экзамене, поскольку экзаменационная оценка выставляется по накопительной. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Эссе (в виде комментария к особому мнению судьи конституционного или эквивалентного ему суда)
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах + 0.7 * Домашнее задание (в виде доклада) + 0.1 * Тест + 0.1 * Эссе (в виде комментария к особому мнению судьи конституционного или эквивалентного ему суда)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Имплементация решений Европейского Суда по правам человека в российской правовой системе: концепции, правовые подходы и практика обеспечения : монография / Т. Я. Хабриева, А. Я. Капустин, А. И. Ковлер и др. ; под общ. ред. В. В. Лазарева. - М. : ИЗиСП : Норма : ИНФРА-М, 2020. - 416 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1039044
  • Судебная практика в современной правовой системе России : монография / Т. Я. Хабриева, В. В. Лазарев, А. В. Габов и др. ; под ред. Т. Я. Хабриевой, В. В. Лазарева. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения приравительстве Российской Федерации : Норма : ИНФРАМ, 2018. — 432 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/946682

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Конституционная реформа в современном мире : монография / Т.Я. Хабриева. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 308 с. — www.dx.doi.org/10.12737/21438. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1019076
  • Шаститко А.Е. Верховенство права: предметное поле, экономические последствия, пути утверждения. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 40 с. ISBN 978-5-317-03388-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345136