• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

3 Bolshoi Tryokhsvyatitelsky Pereulok, room 445

e-mail: proclaw@hse.ru

Phone: 8 (495) 7729590, ext. 22735

Administration
School Head Timur Sokolov
Elena Ermakova
Manager Elena Ermakova
Elena Demina
Teaching and Learning Specialist Elena Demina
Book
Annotated Leading Cases of International Criminal Tribunals

Esakov G.

Vol. 58. Cambridge: Intersentia, 2020.

Article
THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF SEARCH AS A MEANS OF FORCIBLE SEIZURE OF PROPERTY IN ORDER TO COMPENSATE FOR DAMAGE CAUSED BY A CRIME
In press

Rastoropov S., Pushkarev V. V., Яковлева В. М. et al.

Relacoes Internacionais no Mundo Atual. 2024. Vol. 1. No. 43. P. 377-385.

Book chapter
Judgment and Verdict
In press

Filatova M., Aleksandr Evseev.

In bk.: Elgar Encyclopedia of Crime and Criminal Justice. Vol. 1. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2024. P. 1-11.

Judicial law of Russia: development of methodology

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Судебное право России: развитие методологии» представляет студентам возможность комплексного, сравнительного и аксиологического изучения различных видов судопроизводства, существующих в российской правовой системе, а также в ряде отдельных случаев – связанных с ними институтов судоустройства и исполнительного производства, и выработке методологических навыков научной разработки (корректировки) соответствующих процессуальных форм или институтов. Изучение данного курса в рамках магистерской программы «Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности» является логичным шагом в познании российского правосудия: если на ранее изученных курсах и научно-исследовательских семинарах студенты изучали проблемы теории и практики отдельных процессуальных форм, то в данном курсе студенты сравнивают данные процессуальные институты, но не сами по себе, а на конституционно-правовой основе, через призму конституционных юстициарных прав. В итоге курс нацелен на формирование у студентов представления о состязательном судопроизводства как модели естественного правосудия, а также о необходимых мерах по его достижению, состоящих в переосмыслении и (или) урегулировании иным образом институтов российского судоустройства и процессуально права. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений об истории зарождения, становления и развития концепции судебного права в юридических науках России и зарубежных стран, а также предпосылки, условия и препятствия возрождения данной концепции в современной российской юриспруденции.
  • Формирование системного понимания закономерностей зарождения и развития судоустройства, а также порядков современного российского конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, исполнительного производства;
  • Формирование навыков сравнительного и конституционно-правового анализа порядков различных видов судопроизводства и исполнения судебных решений; умений выработки прогноза развития порядка судопроизводства и правил судоустройства в Российской Федерации в направлении унификации, конституциализации и кодификации судоустройства и всех видов судопроизводства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками сравнительного и конституционно-правового анализа норм и институтов судоустройства и процессуального права; навыками проведения научных исследований судебно-правовой проблематики; навыками аргументации принимаемых решений в сфере профессиональной практической деятельности, а также вырабатываемых решений научных (доктринальных) проблем;
  • Знает анализировать нормы права о судоустройстве, судопроизводстве и исполнительном производстве на основе конституционных норм и принципов о правосудии;
  • Знает зарубежный опыт формирования научных доктрин комплексного исследования судоустройства и процессуального права, а также разработки и принятия комплексных законодательных актов о правосудии (судебных кодексов зарубежных государств);
  • Знает историю зарождения, становления и развития концепции судебного права в юридических науках России и зарубежных стран, а также предпосылки, условия и препятствия возрождения данной концепции в современной российской юриспруденции;
  • Знает конституционные основы правосудия, определяющие содержание и назначение институтов судоустройства и процессуального права, механизм их выявления с учетом историко-правового опыта России и зарубежных государств, а также международноправового регулирования (гарантирования) стандартов справедливого судебного разбирательства, а также их содержание;
  • Умеет применять нормы процессуального права в нетипичных ситуациях (коллизии норм права, пробел права); выявлять общие и специфические черты порядков различных видов судопроизводства, уметь объяснять сходство, обоснованные и необоснованные различия между ними;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел I. ПРАВОСУДИЕ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Сущность и типология правосудия и процессуальных форм в историко-правовой ретроспективе
  • Сущность и виды судопроизводства в российской правовой системе
  • Раздел II. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ПРАВОСУДИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ФОРМ Права человека в сфере правосудия как общая методология процесса (сущность и система конституционных юстициарных прав)
  • Начало процесса: судебная защита и доступ к правосудию
  • Основные принципы организации справедливого судебного разбирательства (субстантивные юстициарные права)
  • Правовые возможности участников процесса по отстаиванию своих позиций (активные юстициарные права)
  • Раздел III. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СУДЕБНОГО ПРАВА Концепция судебного права в России и за рубежом
  • Кодификация судебного права в России и за рубежом
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Домашнее задание (презентация)
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • блокирующий Устный опрос (экзамен)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * Активность на семинарских занятиях + 0.1 * Реферат + 0.4 * Устный опрос (экзамен) + 0.3 * Домашнее задание (презентация)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конституционная реформа в современном мире : монография / Т.Я. Хабриева. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 308 с. — www.dx.doi.org/10.12737/21438. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1019076
  • Судебная власть: возникновение, развитие, типология: Монография - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 128 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-105733-9 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/872674

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Безобразов, В. П. Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть (статьи) / В. П. Безобразов. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 760 с. — ISBN 978-5-507-39579-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/50333 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Михайлов, А. М.  Сравнительное правоведение: судебная власть в правовой системе Англии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. М. Михайлов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 355 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08913-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426693 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Судебная практика в современной правовой системе России : монография / Т. Я. Хабриева, В. В. Лазарев, А. В. Габов и др. ; под ред. Т. Я. Хабриевой, В. В. Лазарева. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения приравительстве Российской Федерации : Норма : ИНФРАМ, 2017. — 432 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/850972

Авторы

  • Соколов Тимур Викторович
  • Ермакова Елена Владимировна