Конференция «Свобода выражения и язык вражды» (г. Суздаль). Доклад участника НУГа В.В. Андрощука «Уголовная ответственность за кощунство, богохульство, оскорбление чувств верующих в сравнительно-правовом и историческом аспектах».
Выступление В.В. Андрощука было посвящено истории религиозных преступлений в российском законодательстве. Данная тема представляет актуальность для современного общества, потому что статистические данные свидетельствуют об увеличении числа посягательств, объектами которых являются религиозные организации, священнослужители и сами верующие. Стали привычными многочисленные случаи вандализма на кладбищах. Для противодействия религиозным посягательствам в Госдуму РФ был внесён законопроект о внесении поправок в УК и КоАП РФ для защиты религиозных чувств верующих. Данная инициатива получила неоднозначную оценку в обществе, потому что Российская Федерация является светским государством. Любое противодействие преступлениям, направленным против церкви, религии и чувств верующих, должно осуществляться в рамках существующего уголовного законодательства. В противном случае, религия может постепенно стать особым субъектом российского права, а верующие будут выделены в отдельную группу, обособленную от атеистов. Однако в многовековой истории российского государства имеются примеры, когда в светском законодательстве присутствовали не только отдельные нормы, но и целые разделы, посвященные преступлениям против религии и церкви.
В докладе отмечалась особая роль государственных органов Российской империи в осуществлении контроля религиозных убеждений своих подданных. Абсолютистское государство широко привлекало Православную церковь для решения ряда сугубо светских проблем. Государственно-церковные отношения в России оказывали огромное влияние на политическую и социальную стабильность многонационального и многоконфессионального государства.
Находясь в тесном союзе с Церковью, государство, начиная со средних веков, стремилось оградить от посягательств религиозные убеждения, признаваемые Церковью истинными. Попытки уклониться от церковных учений встречались с крайней нетерпимостью, а исключительное право религиозной пропаганды принадлежало официально покровительствуемой государством Церкви.
Для лучшего понимания природы преступлений против религии, автор обратился к событиям XVII в., когда церковный вопрос приобрёл особую остроту в общественной жизни Московского государства. Этому способствовали не только возникшие противоречия между светской и духовной властью, но и обострение классовой борьбы, выразившейся в народных выступлениях против Церкви. Данные процессы сопровождалось небывалым падением авторитета Церкви как социального института.
История возникновения и развития системы преступлений против религии находилась в непрерывной и тесной взаимосвязи с отношением государства к Церкви и религиозной свободе своих граждан. Российские законы защищали интересы Церкви, а в большинстве европейских государств на первое место ставились права отдельных лиц. Этим объяснялось отсутствие в европейском законодательстве самостоятельной группы религиозных посягательств: они были помещены в другие разделы кодексов согласно природе объектов посягательства.
Презентация «Уголовная ответственность за кощунство, богохульство, оскорбление чувств верующих в сравнительно-правовом и историческом аспектах»
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.