Доклад профессора А.С. Тумановой на XIV Апрельской конференции «Модернизация экономики и общества». Тема доклада: «Законотворческий процесс 1906−1917 гг. и закрепление политических свобод».
Доклад был прочитан на секции «Социальная история» 4.04.2013 г. и выполнен в рамках работы над проектом “Институционализация прав человека в условиях модернизации государства и правовой системы России в начале XX века” (Программа “Научный фонд НИУ–ВШЭ” в 2013 году, грант № 13-05-0010).
В докладе А.С. Тумановой шла речь о законодательной разработке в России начала XX столетия содержания политических прав и свобод, а именно – свобод союзов и собраний.
Докладчица отметила, что изучение исторического опыта осуществления свобод союзов и собраний является чрезвычайно актуальным в современных условиях, как в научном, так и практическом отношениях. Права граждан РФ на объединение, а также на организацию собраний, митингов и демонстраций закреплены в Конституции РФ 1993 г. Они признаны естественными и неотчуждаемыми, непосредственно действующими. Закрепленные законодательно права на объединение создают фундамент для создания и деятельности некоммерческих организаций, проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Однако современная нам политико-правовая жизнь со всей очевидностью свидетельствует, что Конституция не является достаточной гарантией развития общества в направлении осуществления прав человека и гражданина, а скорее идеальной моделью политико-юридического бытия. Закону, закрепляющему конституционные институты, должна отвечать соответствующая организация социума, способствующая утверждению и развитию демократии. В формировании подобного социума состоит основополагающая задача современного Российского государства. Эта задача, по словам проф. А.С. Тумановой, была важным направлением правовой политики России позднеимперского периода.
В последнее десятилетие существования Российской империи свободы союзов и собраний получили фундаментальную теоретическую разработку и стали предметом практической реализации, в рамках законотворческой деятельности органов власти: Совета министров, Государственной думы и Государственного совета. Осуществлявшаяся в те годы конституционная реформа затронула многие сферы жизни общества, породила институты, символизировавшие переход от авторитаризма к демократии, стимулировала разработку нормативно-правовых актов, закреплявших за российскими подданными отдельные права и свободы, содержавших систему гарантий.
А.С. Туманова начала свой доклад с краткой характеристики историографической традиции изучения проблемы, сформированной, прежде всего, западной историографией. Она охарактеризовала точку зрения на изучаемую проблему профессора Школы права Университета штата Пенсильвания У. Батлера, признавшего реализацию гражданских прав в последнее десятилетие существования царского самодержавия неудавшимся опытом. Докладчица построила свой доклад в форме полемики с утверждением профессора Батлера, в ходе которой она пришла к принципиально иному, чем известный американский специалист в области сравнительного права, выводу.
Докладчица отметила, что для того, чтобы адекватно оценить политику царского правительства в области закрепления свобод союзов и собраний, нужно представлять себе, какой была эта политика ранее, в XIX в., в годы либеральных реформ и пореформенные десятилетия. Она оценила перемены в сфере правового регулирования общественных объединений, постоянных (союзы) и временных (собрания), происшедшие на протяжении XIX – начала XX вв., как существенные.
А.С. Туманова указала, что существенный вклад в разработку содержания политических свобод внесло само российское общество, которое к началу XX в. настаивало на их закреплении перед властью. Она охарактеризовала развернувшееся в начале века в России общественное движение за гражданские права, участниками которого являлись либеральная интеллигенция, деятели земского самоуправления, активисты политических партий. Докладчицей было признано, что существенный вклад в формирование представлений российского образованного общества о правах и свободах внесли ученые-юристы. Либеральные правовая мысль и общественное движение, объединившиеся под лозунгом осуществления прав и свобод личности, побудили российское правительство к скорейшему закреплению прав личности в законодательстве.
Существенное внимание в докладе было уделено характеристике содержания и хода подготовки законопроектов о союзах и собраниях в государственных учреждениях. По словам А.С. Тумановой, подготовка законопроектов о свободах символизировала достаточно высокий уровень правосознания российской высшей бюрократии. Чиновники высказывали в ходе обсуждения проектов о свободах идеи о подзаконности исполнительной власти, достоинствах явочного и заявительного режимов открытия обществ и собраний по сравнению с концессионным режимом.
А.С. Тумановой была охарактеризована реакция на Временные правила об обществах и союзах и Временные правила о собраниях от 4 марта 1906 г. обоих акторов законотворческого процесса: российской власти и общественности. По признанию докладчицы, указанные законопроекты не удовлетворили ни власть, ни общественность (как консервативно, так и либерально настроенную). Это означало, что приемлемая для власти и общества мера свободы не была достигнута.
В завершении доклада автор подвела его основные итоги, сформулировала значение законодательной реформы в сфере осуществления свобод собраний и союзов для реформирования России на принципах представительного правления, утверждения основ правового государства и гражданского общества, формирования конституционного правосознания.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.